19.02.2020 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 374
Dream Team в управлении знаниями

Управление знаниями все еще остается экзотикой в наших широтах. Проекты внедрения инструментов управления знаниями и тем более построения комплексной системы обладают высоким уровнем сложности, так как влекут за собой серьезные организационные изменения – от рутинных процедур «мы всегда так делали» до корпоративной культуры. Очень многие такие проекты (по мнению Ника Милтона - до 70%) заканчиваются провалом. Не удивительно, что человеческий фактор в управлении знаниями играет решающую роль.

Как же сформировать команду проекта по внедрению управления знаниями? На каких людей опереться при запуске проекта в конкретных подразделениях? Я всегда стараюсь найти «информационных брокеров» - людей, которые по природе своей склонны активно собирать информацию и щедро ею делиться с коллегами. Им не нужно доказывать важность управления знаниями – они сразу активно включаются в работу.

В Henley Knowledge Management Forum провели исследование и выявили 9 ключевых компетенций, которыми обладают «активисты знаний» (knowledge activists). На них можно ориентироваться, когда вы подбираете людей в команду проекта или ищете человека на должность «менеджер знаний». Вот эти 9 компетенций:

  1. Умение устанавливать и развивать устойчивые отношения, основанные на доверии.
  2. Опыт и экспертиза, которым доверяют коллеги.
  3. Сильная убежденность, даже вера, в необходимость обмена знаниями и важность управления знаниями.
  4. Хорошие навыки управления проектами.
  5. Согласие с культурными ценностями организации и чувствительность к кросс-культурным различиям (это важно, например, для адаптации инструментов для филиалов в разных странах).
  6. Информационное брокерство (умение связывать «потребителей» и «поставщиков» знаний и выстраивать информационные потоки в организации).
  7. Креативность.
  8. Проактивность и способность переводить теорию в конкретные практические действия, приносящие пользу организации (в частности, в инициативах управления знаниями).
  9. Коммуникабельность и умение выстраивать диалог, включая богатый словарный запас, хорошие навыки презентации, умение доносить свои мысли до целевой аудитории.

От себя к этому перечню я добавила бы навык активного слушания, а в идеале – навыки фасилитации.

Обратите внимание, что в этом списке нет требований знать теорию управления знаниями или иметь опыт в таких проектах – в этой дисциплине можно легко и относительно быстро разобраться. Успех проекта зависит совсем от других вещей. Поэтому смело приглашайте в свою команду тех, кто хорошо проявил себя в любых проектах трансформации организации: бережливое производство, шесть сигм, ТОС, – что угодно. Успешный опыт реальных трансформаций в родной компании ценнее знания нескольких десятков инструментов обмена знаниями.

В дополнение к описанию компетенций авторы исследования составили краткий чек-лист по работе с «активистами знаний»:

Кстати, «активисты знаний» принесут пользу не только в качестве участников проекта. Такие люди становятся «суперпользователями» системы управления знаниями: они одними из первых включаются в работу с инструментами обмена знаниями, с большим удовольствием пробуют новые инструменты и помогают их освоить своим коллегам. Не упускайте этот шанс! Находите таких людей в разных подразделениях и делайте их «амбассадорами управления знаниями». Делитесь их историями успеха в применении новых инструментов, включайте их в фокус-группу для тестирования новых разработок, прислушивайтесь к обратной связи от них, помогите им стать менторами для своих коллег. И обязательно привлекайте к созданию сообществ практиков! Они могут стать отличными модераторами сообществ.

Ну а в некоторых организациях, входящих в структуру ООН (например, IFAD, ILO, UNAID, UNIDO), пошли еще дальше. Там придерживаются идеи, что для сохранения и развития культуры знаний важно нанимать людей с навыками «активистов знаний» на любые должности, и потому включают соответствующие требования в стандартные должностные инструкции и описание требуемых компетенций на вакантные должности. У миротворцев (UN DPPA) развитие этих навыков является обязательным требованием в рамках ежегодных планов личного роста, играет критическую роль при продвижении по карьерной лестнице. Задумайтесь – возможно, такой подход может быть полезен и вашей компании?

Управление знаниями / 19.02.2020 | Просмотров: 374 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, культура управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb