04.03.2020 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 279
Извлеченные уроки: обзор Денниса Пирса. Часть 1

На странице Денниса Пирса в LinkedIn есть интересный цикл из 14 заметок об извлеченных уроках. В них автор сделал глубокий обзор большого количества публикаций в разных источниках по этой теме. Получился довольно объемный материал, который для нашего блога я существенно сократила, но дополнила некоторыми своими ссылками и комментариями. Каждая заметка Денниса заканчивается списком ссылок, поэтому если вы хорошо владеете английским и хотите глубже исследовать тему, рекомендую по ним пройтись дополнительно. Ну а мы пока приступим к первой части…

В своей первой заметке Деннис Пирс делает обзор теоретического материала по теме извлеченных уроков. Он изучил 17 разных источников и разработал на их основе свою модель жизненного цикла из 9 этапов:

  1. Инициация: происходит какое-то событие, которое может стать источником урока.
  2. Признание: организация осознает, что из этого события можно извлечь урок.
  3. Извлечение (capture): сбор ценных фактов, историй и других элементов, на основе которых будет создан урок.
  4. Валидация: как мы поймем, что урок, который мы хотим сохранить, правильный и обоснованный?
  5. Определение границ: определение, насколько широко может быть применен этот урок в организации.
  6. Хранение: как урок будет сохранен, чтобы к нему был доступ в будущем?
  7. Распространение: передача урока тем лицам в организации, которым нужно о нем знать.
  8. Институционализация: наиболее критичная стадия. Как мы можем быть уверены в том, что урок интегрирован в организацию настолько глубоко, что мы можем говорить о нем как о выученном уроке? И как вообще компания чему-то научается?
  9. Поддержка: некоторые уроки зависят от контекста или времени. Полезность урока может уменьшаться со временем, и сегодняшние лучшие практики с изменением условий могут завтра обернуться катастрофой. Как мы гарантируем, что уроки со временем продолжат оставаться актуальными? Как мы гарантируем, что наша организация может не только хранить память, но и забывать то, что необходимо забыть?

Ниже показана таблица, в которой Деннис сопоставил свои 9 этапов с теми 17 моделями, обзор которых он сделал.

Во второй статье автор пытается разобраться, что же такое «извлеченный урок». И хотя интуитивно все мы понимаем, о чем идет речь, дать этому термину емкое и краткое определение оказалось не так-то просто. В итоге Деннис выделил четыре характеристики, которыми, по его мнению, должен обладать «кусочек знаний», чтобы называться извлеченным уроком:

  • Устойчивое независимое существование. Под «независимостью» здесь подразумевается независимость от сотрудников компании. Проще говоря – останутся ли эти знания в компании, если люди уйдут? Разумеется, Деннис не подразумевает в этом вопросе уход всех людей из компании одновременно. До тех пор, пока новые знания остаются только в голове того, кто им научился (на тренинге, конференции, из книг и т.п.), сама компания не научилась ничему. Можно говорить об организационном обучении только тогда, когда этими новыми знаниями сотрудник поделился со своими коллегами. Поэтому урок должен существовать в такой форме, которая делает невозможной его потерю вместе с уходом единственного человека – носителя «сакрального знания». Здесь речь идет не только о базах знаний: знания могут сохраняться в процессах, корпоративной культуре, принятых отношениях между сотрудниками. В идеале уроки должны быть интегрированы настолько глубоко в жизнь компании, что сотрудники соблюдают их неосознанно – просто как часть своей повседневной работы.
  • Способность к распространению. Здесь речь идет о факторах, которые могут сделать уроки труднодоступными. Например, если уроки хранятся в базе данных, о которой почти никто не знает и к которой не у всех есть доступ, в форме, которая усложняет их применение (недостаточно хорошо описаны или содержат мало контекста для понимания сути урока). Также препятствием к распространению уроков может стать отсутствие самой системы выявления и сохранения новых уроков.
  • Применимость. Урок должен сохранять в себе не только знание «как сделать», но и знание «когда сделать», т.е. в каких условиях возможно его применение, а в каких – нет.
  • Изменение поведения. Это то, чем отличается просто «урок» от «выученного урока». Только после того, как поведение организации изменилось, мы можем говорить о том, что урок «выучен».

И в завершение сегодняшней публикации - ссылки на некоторые материалы, которые уже есть у нас в блоге по теме извлеченных уроков:

Продолжение обзора – на следующей неделе.

Инструменты / 04.03.2020 | Просмотров: 279 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: lessons learned, инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb