11.03.2020 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 196
Извлеченные уроки: обзор Денниса Пирса. Часть 2

Мы продолжаем знакомство с циклом заметок Денниса Пирса об извлеченных уроках. Напомню - в предыдущей заметке описаны девять этапов жизненного цикла и четыре характеристики извлеченных уроков.

В третьей части цикла автор рассматривает первые два этапа жизненного цикла извлеченных уроков: инициацию и признание. Здесь он делает интересный акцент: из чего именно мы должны извлекать уроки? Из каких событий? Самая распространенная практика – извлечение уроков из проектов (по завершении какого-то этапа или всего проекта) или из критических событий (сбоев, форс-мажоров). Деннис предлагает взглянуть немного шире. Извлекать уроки можно:

  • Из любых событий, которые выходят за рамки «регулярного бизнеса» - любой инцидент не зависимо от результата, положительного или отрицательного, а также выход на новые рынки, освоение новой технологии и т.п.
  • Из регулярно повторяющихся бизнес-процессов, но это уже гораздо сложнее, т.к. придется встраивать, например, разборы полетов в стандарты и развивать у сотрудников навык «обучения в процессе выполнения работы» - умение выявлять уроки и возможности обучения в рутинных операциях (на мой взгляд, это очень близко к идее кайдзен – непрерывному совершенствованию процессов).
  • Не только из собственного опыта, но и из наблюдений за окружением – действиями конкурентов, партнеров, других организаций.
  • Не только из прошедших событий постфактум, но и из намеренно спроектированного опыта - специально создавать возможности и ситуации, в которых хочется получить определенный опыт и извлечь определенные знания. В качестве примера он приводит симуляции, построение прототипов, тестирование новых продуктов, проведение экспериментов. Напомню, что в модели зрелости Ника Милтона «охота за уроками» относится к третьему, наивысшему, уровню зрелости.

После того, как выделены те «кусочки опыта/наблюдений», на которых мы хотим учиться, нам нужен инструмент или технология для извлечения уроков. Что это может быть (кроме привычных разборов полетов и ретроспектив):

  • Базы данных по проблемам в разработке и производстве продукции, по рекламациям клиентов. Их можно исследовать с целью выявления полезных уроков и дальнейшего их распространения. Применение анализа Парето поможет выявить самые частые проблемы или проблемы, оказывающие самое сильное влияние. Пример - U.S Federal Aviation Administration's Aviation Safety Reporting System, в которой собираются отчеты об инцидентах от пилотов, механиков, экипажей, контроллеров воздушного трафика – причем не только о фактически случившихся авариях и неполадках, но и фактах «near miss», которые дают не менее ценные уроки. Кстати, администрирует эту систему NASA. От себя добавлю еще один пример – база Rapid Lesson Sharing, которой управляет Wildfire Lessons Learned Center.
  • Сообщества практиков: в онлайн и оффлайн дискуссиях может не только происходить обмен знаниями и лучшими практиками, но и выявление и обсуждение уроков.
  • Выделенная команда специалистов, которые заняты поиском, документированием и распространением уроков. Здесь Деннис упоминает NASA в качестве примера, но без уточнений. Возможно, он имеет в виду комитет по извлеченным урокам. Немного информации о нем я встречала в материалах конференции Австралийской пожарной службы (AFAC), которая прошла прошлым летом. Краткие тезисы этого доклада вы найдете в конце заметки.
  • Упражнения в гипотетическом мышлении (counterfactual thinking). Другими словами, анализ «что, если». Чтобы такой анализ был эффективным, нужно фокусироваться на своей зоне ответственности («на что мы можем повлиять») и на поиске наилучшей возможной альтернативы. От себя добавлю: прекрасный пример такого анализа – FMEA.

Автор так подводит итог этой публикации: в большинстве организаций есть масса потенциально полезных уроков, которые спрятаны в базах данных, документах, платформах для совместной работы и головах сотрудников. Фокус в том, как встроить инструменты выявления этих уроков в бизнес-процессы и корпоративную культуру, чтобы получить к ним доступ.

В следующей части обзора мы перейдем к этапу самого извлечения уроков.

Тезисы доклада Дэвида Оберхетингера (David Oberhettinger), директора по управлению знаниями в NASA Jet Propulsion Laboratory (NASA-JPL)

  • Невозможно полностью предотвратить ошибки, но можно сделать так, что они не будут повторяться. Лучше совершать новые ошибки, чем повторять старые.
  • Нужно изучать не только негативные уроки, но и успешные истории.
  • Процесс извлечения уроков в NASA-JPL находится на стадии зрелости: комитет по извлеченным урокам встречается каждую неделю, начиная с 1984 г. В комитет входят представители разных специальностей, чтобы иметь возможность изучить вопрос с разных сторон. На заседании комитета каждый урок тщательно изучается (буквально - построчно).
  • Процесс извлечения уроков включает изучение отчетов об отклонениях, отчетов об авариях, неформальных разговоров в офисе.
  • Предпосылки эффективного извлечения уроков:
    1. Уроки, важные для организации, должны быть выявлены и проранжированы.
    2. Уроки, заслуживающие внимания с различных технических точек зрения, должны быть обдуманы (отрефлексированы).
    3. Уроки должны быть описаны простым, понятным языком. Если человек зайдет в репозиторий и ничего не поймет, он уже больше никогда не вернется к этим урокам. В NASA-JPL уроки снабжают фотографиями и дополнительными ссылками для более глубокого изучения темы. Не всегда можно добиться того, чтобы люди самостоятельно заполняли формы извлеченных уроков. Но никогда за 25 лет работы не было проблем с тем, чтобы получить от специалиста несколько ссылок, самому заполнить черновик формы и попросить специалиста проверить этот документ. Можно назначить одного сотрудника, который будет отвечать за подготовку черновиков.
    4. Уроки должны быть верифицированы у участников событий, чтобы они соответствовали тому, что произошло на самом деле.
    5. Важные уроки должны быть задокументированы и подтверждены. Нужно разработать критерии для отбора ценных уроков.
    6. Уроки должны быть распространены внутри организации (Lessons Learned Infusion). Новые проекты должны сверяться с этими уроками. Вы не можете просто полагаться на то, что участник проекта в нужный момент прочитает нужный урок и применит его в своем проекте, поэтому в NASA-JPL уроки встраиваются в процедуры и обучение. Каждый параграф в двух "инженерных библиях" (в которых закреплены принципы разработки и практики управления проектами полетов) содержит актуальные ссылки на соответствующие извлеченные уроки.
    7. Уроками по возможности нужно делиться с "сестринскими" организациями.
    8. Рекомендации из уроков должны быть встроены в процессы, чтобы гарантировать «замкнутость петли обучения».
    9. Процесс должен включать работу системы корректирующих действий в организации.
    10. Процесс должен быть хорошо задокументирован.
    11. Процесс должен непрерывно совершенствоваться.
Инструменты / 11.03.2020 | Просмотров: 196 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: lessons learned, кейс, инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb