25.03.2020 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 111
Извлеченные уроки: обзор Денниса Пирса. Часть 4

Итак, неделю назад мы остановились на том, с помощью каких еще инструментов (кроме разбора полетов) можно извлекать уроки. Этому посвящена седьмая заметка цикла Денниса Пирса об извлечении уроков. Я бы сказала, что в этой заметке автор попытался максимально широко «закинуть сеть». Список получился богатый. Все инструменты он разбил на три группы.

Оглядываясь назад:

  • Ретроспектива. Описание этого инструмента есть у нас в блоге. Дэннис дал ссылку на подробное руководство от UNICEF. А вот здесь мой отзыв и визуальный конспект едва ли не лучшей книги о ретроспективах Норма Керта.
  • Инструменты качества: цикл PDCA, DMAIC, «5 почему?», gemba walks, аудиты качества по стандартам ISO. Идея с точки зрения извлечения уроков, по словам автора, заключается в том, чтобы использовать инструменты бережливых 6 сигм и управления качеством не просто для решения проблем, а для предотвращения их повторного появления в будущем. И вот здесь я бы поспорила с автором: на мой взгляд, в его идее нет никакой новизны – это стандартное требование для всех перечисленных инструментов.
  • Appreciative Inquiry. Здесь дам ссылку на статью Натальи Трениной.
  • «Журнал сюрпризов» (surprise journal). Это инструмент личного развития, разработанный Джулией Галеф из Center for Applied Rationality. Суть инструмента очень простая - вести дневник, в который записывать все, что удивило, в формате: «Что произошло?», «Почему это меня удивило?», «О чем это мне говорит?». Подробнее можно почитать здесь. Деннис не знает примеров применения этого инструмента в организационном контексте, но предполагает, что если бы члены команды проекта вели такой дневник, это дало бы много новых интересных инсайтов для разбора полетов.

Оглядываясь вокруг:

  • Совещание коллег (Peer Assist). Материал об этом инструменте тоже есть в нашем блоге. Такая сессия дает возможность извлечь уроки из опыта других проектных команд.
  • Сканирование окружающей среды как формализованный процесс сбора информации о событиях и трендах в окружении компании (например, у конкурентов или похожих организаций), которая могла бы помочь в планировании собственной деятельности. Под формализованным процессом здесь имеется в виду определение областей интереса, организация процесса регулярного поиска и каких-то механизмов уведомлений, назначение ответственных за подготовку отчетности и анализ этой информации и т.п. Это именно тот случай, когда уроки извлекаются из наблюдения за чужим опытом. Для более подробного изучения Деннис предлагает вот эту ссылку.
  • Working Out Loud. И об этом инструменте у нас есть заметка. В ходе встреч WOL участники могут учиться на опыте друг друга, но «вытащить» эти уроки и включить их в жизненный цикл на уровне организации будет непросто. Деннис пишет о том, что если WOL организован в виде общения на какой-то платформе для совместной работы, то модератор может мониторить эти обсуждения и извлекать оттуда ценные уроки, которые затем сохранять в базе извлеченных уроков. Но вот я бы не была так оптимистична. WOL, как и мастермайнд, предполагает живое общение группы: встречи оффлайн или общение, например, по ZOOM. После таких встреч, конечно, могут оставаться какие-то артефакты, но вряд ли посторонний человек сможет найти в них ценные уроки. Кроме того, формат WOL предполагает некоторую конфиденциальность для формирования доверия в группе. Я бы не давала доступ посторонним людям к заметкам по итогам встреч. Но если бы стояла цель включить WOL в контур системы извлечения уроков, то я бы поставила задачу фасилитатору этих встреч: заканчивать каждую встречу вопросами вроде «Чему мы научились сегодня?» и «Чем мы хотим поделиться с коллегами за пределами группы?» И на фасилитаторе будет лежать ответственность оцифровать эти ответы и поместить их в базу извлеченных уроков.

Заглядывая вперед:

  • Сессия «Вызов» (Challenge Session). Это фасилитирумая сессия, структура которой разработана так, чтобы «подорвать» основы привычного группового мышления: выявить базовые предположения, которые лежат в основе текущей ситуации, попробовать опровергнуть их и посмотреть, как это отразится на обсуждаемой проблеме и на будущих планах команды/организации. Подробнее можно посмотреть в руководстве «Tools For Knowledge and Learning» или вот по этой ссылке.
  • Пре-мортем (Pre-Mortem). Иногда ретроспективу неудавшегося («умершего») проекта называют пост-мортем. Пре-мортем – это пост-мортем «наоборот», попытка разобраться, что может пойти не так, еще до того, как проект стартовал. Команда собирается на фасилитируемую сессию, представляет, что проект полностью провалился, и устраивает мозговой штурм, почему это произошло. В результате такой сессии можно получить очень полный и подробный план управления рисками. В HBR есть статья Гэри Кляйна об этом инструменте.
  • Будущее «задом наперед» (Future Backwards). Еще один вариант фасилитируемой сессии, на этот раз из копилки инструментов Дэвида Сноудена. Коротко порядок работы следующий: определяется три состояния – текущая ситуация, наилучший итог развития событий (Heaven) и наихудший итог развития событий (Hell). Группа раскручивает события «задом наперед» - от итоговых к настоящему моменту. Для этого сначала определяется, какое поворотное событие предшествовало итоговому состоянию, затем – какое событие/решение привело к этому поворотному событию и так дальше по цепочке. Все события записываются на стикерах разных цветов и наклеиваются справа налево. В итоге оба сценария сходятся в текущем моменте. После этого группа может обсудить свои инсайты и извлечь уроки, которые учтет при планировании проекта.

Надеюсь, вы найдете в этом богатом списке полезные для себя инструменты. А мы продолжим на следующей неделе движение по циклу извлеченных уроков.

Инструменты / 25.03.2020 | Просмотров: 111 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями, lessons learned, фасилитация
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb