01.04.2020 | Автор: OleshkoV | 258 просмотров
Извлеченные уроки: обзор Денниса Пирса. Часть 5

Предыдущие несколько частей цикла были посвящены вопросу, как найти ценные уроки в полученном опыте. В своей восьмой заметке Деннис переходит к вопросам, как донести эти уроки тем, кто в них нуждается, и гарантировать, что в результате изменится организационное поведение. Для этого может понадобиться посредник. Под посредником автор подразумевает человека, который помогает выявить, извлечь и распространить в компании уроки, т.е. помимо роли фасилитатора, которую мы подробно рассмотрели раньше, он выполняет еще несколько ролей:

  • интервьюер;
  • редактор (фильтрует и обрабатывает уроки);
  • интерпретатор (видит шире ценность уроков - за пределами сиюминутного контекста);
  • хранитель (несет ответственность за поддержание и доработку базы извлеченных уроков);
  • буфер (между руководством и авторами уроков – создает «зону безопасности», чтобы облегчить обсуждение проблем и ошибок).

Разумеется, все эти роли не обязательно выполняет один человек.

Дальше автор ссылается на спираль знаний Нонака и Такеучи и говорит о том, что извлечение уроков почти всегда выглядит как экстернализация (из неявных в явные) и комбинация (из явных в явные), а распространение – как комбинация и интернализация (из явных в неявные). По этим «дорожкам» уроки можно «выталкивать» или «вытягивать» от авторов к «потребителям». И здесь как раз и нужна роль посредника. Понимая, какой из множества методов переноса знаний лучше подходит для конкретной ситуации, посредник может облегчить, ускорить и сделать более эффективным этот перенос. Деннис привел несколько примеров выбора метода в зависимости от контекста:

В девятой заметке речь идет о валидации уроков. Этот этап важен, чтобы подтвердить: урок действительно «правильный», а не просто чье-то личное мнение (т.е. решение действительно работает). В идеале валидировать урок нужно с помощью собранных статистических данных, но это не всегда возможно. В таком случае валидация – это достижение какого-то консенсуса по поводу урока и его одобрения. Здесь возможно несколько сценариев:

  • Когда одно и то же событие повторяется несколько раз с одной и той же командой, и к нему применяется одно и то же решение (лучшая практика), то наличие одинакового повторяющегося результата – повод для валидации этой практики.
  • Если событие в конкретной команде произошло только один раз, но много раз возникало в других частях организации, здесь для валидации решения понадобится как раз помощь посредника или сообщества практиков. Они могут собрать информацию обо всех этих случаях, обработать извлеченные уроки и выработать общие эффективные рекомендации.
  • Если событие произошло только один раз, и критически важно не допустить его повторения, можно собрать группу экспертов (как внешних, так и внутренних), которые тщательно изучат ситуацию и валидируют извлеченные из нее уроки, опираясь на свой опыт.
  • В самом худшем случае (очень редко) событие происходит в такой области, в которой ни у кого еще нет подходящего опыта. В этом случае решение о валидации придется принимать на основе важности события: если оно критично важно, извлеченные уроки размещаются в базе без подтверждения их эффективности; если не так критично, может быть принято решение подождать, пока не будут накоплены дополнительные данные.

В любом случае в организации должен быть разработан какой-то формальный процесс проверки и подтверждения извлеченных уроков, которые попадают в общую базу. Иначе она быстро обрастет уроками сомнительной эффективности и качества.

В конце заметки Деннис, как обычно, приводит несколько ссылок, и среди них есть стандарт Департамента энергетики США по программе извлеченных уроков. Ссылка в заметке «битая», но я нашла этот документ здесь. А к нему еще вот такое описание процесса. Возможно, эти документы помогут вам в построении вашей собственной системы извлечения уроков. Ну а мы в следующей части поговорим о том, какой должна быть база знаний, в которой хранятся извлеченные уроки.

Инструменты / 01.04.2020 | Просмотров: 258 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: lessons learned, спираль знаний, инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb