26.05.2020 | Автор: OleshkoV | 258 просмотров
Как сохранить знания супер-экспертов

У меня есть маленькая традиция: когда я заканчиваю проект, покупаю себе в подарок новую книгу по управлению знаниями. Вот такое «спасибо» самой себе и заодно – инвестиция в будущие проекты. Так в моей библиотеке когда-то появилась книга Дороти Леонард, Уолтера Свопа и Гэвина Бартона «Critical Knowledge Transfer: Tools for Managing Your Company's Deep Smarts». Только читаю книги на английском я медленнее, чем делаю проекты. В итоге у меня постепенно формируется «библиотека Умберто Эко» (как ее называет Талеб), в которой непрочитанных книг намного больше, чем прочитанных. И что удивительно – даже о прочитанных книгах я почему-то редко пишу…

Конечно, не о всех книгах стоит писать. Например, «The 7 Fundamentals to Create and Sustain a Successful Knowledge Sharing Organization» меня разочаровала, несмотря на многообещающее название и хороший рейтинг на Амазоне. Но «Critical Knowledge Transfer» я для себя отнесла к категории must read и поставила в один ряд с книгами Ника Милтона. А тут еще наткнулась на развернутый отзыв о ней на YourStory и поняла, что надо писать.

Эта книга – подробное практическое пособие по удержанию знаний супер-экспертов в компании. В ней есть и теоретическое обоснование, и описание инструментов, и много примеров и кейсов. По ссылке выше есть сводная таблица инструментов, описанных в книге, а я поделюсь одним из кейсов.

В свое время ВР столкнулась с серьезной проблемой: в течение ближайших двух лет должно было выйти на пенсию около 60 % сотрудников одного из нефтеперерабатывающих заводов, а процессы передачи знаний на нем отлажены не были. Молодые сотрудники считали, что они получили достаточно знаний во время обучения, а ветеранам было некомфортно делиться своим опытом, если их об этом не просили. Когда эту проблему осознали, пригласили консультанта Кента Гриниса. Вместо того, чтобы пойти традиционным путем (через интервью по сохранению знаний или наставничество), он решил встроить в рабочие процессы немного модифицированный разбор полетов и сделать этот инструмент частью повседневной работы.

Он предложил рабочим во время любого перерыва в работе или сразу же после окончания смены разбирать возникшие за смену проблемы по четырем вопросам (3 стандартных вопроса разбора полетов, а последний он немного переформулировал):

  • Что должно было произойти?
  • Что произошло на самом деле?
  • Почему факт отличается от плана?
  • Что мы можем сделать во время выполнения этой задачи (работы) в следующий раз, чтобы выполнить ее лучше?

В составе каждой смены были как молодые сотрудники, так и ветераны, поэтому во время таких разборов происходил естественный обмен знаниями, без всяких уговоров и убеждений. Это был достаточно быстрый способ передачи наиболее критичных знаний – рутина, во время которой передавались знания, релевантные конкретному контексту. Ветераны в любом случае решали бы все возникающие проблемы, но разбирая их «по косточкам» вместе с молодежью во время формального процесса, они передавали самые ценные знания: не только как решать, но и почему нужно решать проблему именно таким образом.

Мне этот кейс понравился гибким подходом к использованию инструмента. Традиционно разбор полетов – это инструмент извлечения уроков из проектов, а в бизнес-процессах он используется в контексте непрерывного совершенствования. Здесь же главной целью стал перенос знаний, и разбор полетов с этой задачей успешно справился.

Что еще ценного вы найдете в этой книге:

  • схему выбора способа переноса знаний и описание этапов переноса;
  • пример опросника для снятия экспертизы (именно он в свое время стал для меня отправной точкой, когда я столкнулась с задачей подготовиться к интервью по сохранению знаний эксперта);
  • описание процесса наставничества OPPTY – Observation, Practice, Partnering and joint problem solving, Taking responsibilitY – с шаблонами и примерами;
  • таблицу с примерами оценки разрыва в знаниях;
  • и многое другое.

Книга написана достаточно просто (хотя у Ника Милтона еще более легкий слог), поэтому подойдет и тем, кто в теме управления знаниями не так давно. Но знание английского все равно понадобится. В общем, берите на вооружение и пополняйте свой wish list, если еще не читали эту книгу.

Литература / 26.05.2020 | Просмотров: 258 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: кейс, Книги, инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb