11.06.2020 | Автор: dmagic | 200 просмотров
Что чаще делают компании: арендуют или покупают?

С оглядкой на предыдущие 2 части, поговорим о том, что же чаще выбирают компании: покупать оборудование, технологии, помещения… или брать в аренду? И что будут чаще выбирать в будущем? Приставка “с оглядкой” очень важна в контексте этой заметки, так как мы постоянно будем держать в голове 2 важных момента:

  • нет четкой границы между покупкой и арендой – есть различный способ доступа к активу;
  • для различных активов и/или в различные периоды времени компании могут выбирать различные способы доступа.

Большинство компаний, независимо от того, понимают они это или нет, уже давно стирают границы между покупкой и арендой. И делают это очень просто – считают свои деньги. Купить этот станок равно столько-то, а альтернативное предложение – аренда, к примеру, – стоит столько-то. Построить завод стоит столько, а снять цеха в аренду стоит столько…

Все эти бизнес-кейсы, возвраты инвестиций (ROI), CapEx-ы и т.д. направлены как раз на то, чтобы понять, а сможем ли мы эффективно использовать доступ к активу? Если да, то покупаем. Если нет – арендуем.

При этом даже скрываясь за ширмой политик, стратегий, принципов и прочих корпоративных заморочек, которые могут предписывать что-то вроде “не покупать ничего – все брать в аренду под бизнес” или “купить любое оборудование за любые деньги, если на то есть бизнес-кейс”, они все равно это делают. Любое купленное оборудование служит лишь какое-то время. Затем оно идет в утиль. Да, это может быть и 10, и 20, и 50 лет, но в конечном счете оборудование тоже имеет срок службы. Старый станок – затраты на утиль. Станок, который еще может послужить, можно легко продать через аукцион, перекупщикам или конкурентам. В любом случае, речь идет о временном доступе к активу и связанными с этим расходами.

Ровным счетом тоже самое можно сказать и об аренде – это временный доступ к активу и связанные с этим расходы. Структура расходов может отличаться. Если при покупке вся сумма за доступ к активу уходит сразу, а потом со временем добавляются расходы на эксплуатацию и обслуживание, то при аренде расходы на эксплуатацию, обслуживание и доступ распределены во времени.

Цена оборудования, как после покупки, так и после ренты падает с течением времени. Любое оборудование, взятое в аренду, никогда не будет стоить столько же после завершения аренды. Как и по прошествии нескольких лет от даты покупки, его цена фактически стремится к нулю – амортизируется.

Но даже учитывая все выше сказанное, интересно было бы узнать, что же чаще делают компании? Какой способ доступа к своим активам предпочитают? И главное, что будут предпочитать в будущем?

Начать, наверное, стоит с того, что единого подхода нет. Как и нет точных данных, которые бы свидетельствовали о предпочтениях компаний сегодня, позволяли бы сравнить их с данными за прошлый год или десятилетие и сделать какой-то вывод о тренде. Да, бытует мнение, что современный бизнес предпочитает аренду. Да, оно хорошо ложится на теорию генераций и ценностей последнего поколения… Но без данных это только мнение. Вот пусть себе и бытует – мы его трогать не будем.

Что можно с уверенностью сказать, так это то, что многие компании покупают доступ к активам. Также многие арендуют. Следовательно, есть и те, кто покупает, а затем сдает в аренду. Каждый считает на своем калькуляторе, что ему выгоднее. Кто-то при подсчетах ломает калькуляторы и уходит в убыток, кто-то делает неплохие деньги, кто-то просто держится на плаву. Т.е. все это вместе взятое и есть мировая практика, которой компании придерживаются сегодня.

Есть стандартные решения, доступные на многих рынках. Есть специфические решения, доступные в отдельных странах или регионах. Есть решения, которые выгоднее в одном регионе и совершенно не выгодны в другом…

На всем этом фоне более интересны не тренды, так как они изменчивы и нестабильны в различных регионах, а те компании, которые создают новые бизнес-модели. Они ломают общепринятые практики, границы рынков, стандартные предложения конкурентов. И я не имею в виду хрестоматийный пример с копировальным аппаратом, который не нужно покупать или брать в аренду, но достаточно оплачивать каждую сделанную на нем копию. Или более свежие примеры про Uber без автопарка, Facebook без контент-райтеров и Alibaba без складских запасов… Я говорю про тех, кто создает свои экосистемы.

В таких экосистемах одна компания инвестирует в площадь и коммерческую недвижимость, построенную на ней, другая – предоставляет услуги первой, занимаясь строительством коммерческой недвижимости, а третья – берет в аренду недвижимость и разворачивает производство в цехах… При этом это не три отдельные компании, а одна экосистема, возможно, один собственник, у которого несколько карманов для перекладывания средств. Вот так из простого “купил землю, стройматериал, построил помещение и запустил завод, получив огромные расходы, риски и связанный капитал” получается диверсифицированная модель бизнеса с меньшими рисками, замороженными средствами и сплошной арендой повсюду.

Инновации / 11.06.2020 | Просмотров: 200 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: бережливое мышление, мнение
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb