31.08.2020 | Автор: dmagic | 228 просмотров
Что нужно сделать, чтобы внедрить 5S?

Уже столько всего сказано и написано о системе 5S, о ее внедрении, способах вовлечения сотрудников, поддержании и на около лежащие темы, что, кажется, и добавить нечего. Но и негодования пока не стало меньше. Всегда можно найти недовольного сотрудника, которому от этих ваших “пятьэсов” только работать сложнее стало. Показуха, освоение бюджета, танцы с бубнами и магия вуду для оживления мертвых предприятий… – это далеко не полный список народных синонимов. А уж в сети сколько интересных мнений по этому поводу можно найти… не счесть.

Так в чем проблема? Почему с одной стороны в системе 5S видят развитие, а с другой – чуть ли не худшую ситуацию, достойную исключительно нецензурных выражений? Сколько бы я не думал над этим вопросом, на ум приходит всего 8 факторов.

В этой заметке я предлагаю вам пройтись по их списку. Возможно, вы найдете некоторые из них на своем предприятии и поймете, как двигаться дальше? А может, предложите девятый?

  1. Это не будет открытием века, если я скажу, что во внедрении системы 5S должны принимать активное участие пользователи. В идеале сами пользователи должны менять свои рабочие места – тогда такие изменения приживутся. Почему? Потому что только так сотрудник будет чувствовать, что это его решение и его результат. И ведь кажется, что от этого все только выиграют, но… на практике довольно часто стандарты разрабатывает один отдел, меняет рабочие станции другой, а пользуется – третий. Результаты работы одного отдела не особо заботят другой отдел. Результаты работы одного человека не обязаны понравиться другому и т.д.
  2. Также не станет откровением и то, что вначале необходимо прояснить цели, ожидания и выгоды. К сожалению, это часто сводится к избитым фразам: “5s помогает сделать то…”, “5s делает это…” А вот до конкретных ожиданий данного сотрудника применительно к его конкретному рабочему месту, целей и требуемых результатов не доходит.
  3. Необходимо провести тренинг сотрудникам. Вот проще и понятнее некуда. А что на самом деле происходит? Часто не все сотрудники проходят обучение или проходят поверхностное обучение (не тренинг), усыпанное сложными терминами и абстрактными рисунками. А рабочему нужно всего-то пояснить человеческим языком и несколько раз, как за ручку, провести сквозь изменения. Пусть даже в ходе игры или на примере модели его процесса/рабочего места.
  4. Требуется поддержка и понимание руководства – еще одна избитая истина. Но на практике мало когда руководство действительно впрягается, чтобы побудить сотрудников к изменениям, убедить изменять, заразить изменениями, обеспечить пункты выше и ниже в этом списке. Зато очень часто руководство следит за бюджетом и режет затраты. Так из тренинга получается обучение, да и то поверхностное, вместо достижения целей – показное расклеивание цветных ленточек… Ну и какое к этому всему может быть отношение у рабочего?
  5. Необходимо приспособить 5S к характеру фирмы. Вот во многих умных книгах пишут, что должно быть чисто, что полы должны блестеть, что убирать нужно, как только на полу появится соринка… Всего этого можно достичь там, где изначально полы чистые, блестящие и сыпаться теоретически нечему. Если пол насыпной или бетонный, если процесс производит пыль, то зачем же ожидать блестящих полов? Да они и не нужны в таких условиях – бизнес от этого больше не станет зарабатывать. Но это не значит, что не должно быть чисто. Просто критерии чистоты нужно приспособить к условиям вашей деятельности. С помощью 5S работа должна быть упрощена, а не усложнена. С помощью 5S работа и рабочее место должны стать приятней, а не более противными или раздражающими.
  6. Нужно воспринимать 5S как ключевой принцип компании – часть ее культурного кода. По факту ее часто воспринимают как обязательный для применения инструмент. Причем обязательный где? В производстве. А в закупках, отделе разработок и прочих офисных помещениях можно разводить бардак. Ну и как к такой инициативе отнесутся рабочие? Разумеется, они вам “поверят”, когда вы скажете, что это для их же блага. Они же знают, что вы только им блага желаете, а конструкторам, закупщикам и прочим офисным сотрудникам – нет.
  7. Если вы хотите, чтобы система 5S заработала, настройтесь на то, что это марафон, а не спринт. И настройтесь на это сразу, а не после того, как обнаружите, что все бегут не с максимальной скоростью, а конца этому забегу не видно. Многие ожидают, что после обучения, подготовки стандарта или первого кайзен-ивента цех преобразится. Но цех – это комбинация машин, процессов, людей… Возможно, машины натрут до блеска быстро. Возможно, процессы вам тоже удастся поменять быстро. Но людям, к сожалению, нужно дать немножко больше времени. И это то, о чем я писал выше – руководство должно обеспечить не только поддержку, но и понимание.
  8. Ну и самое главное – всегда во всем соблюдайте здравый смысл и логический подход. 5S не делается для красоты или просто ради того, чтобы что-то делать. Вспоминайте об этом каждый раз, когда предлагаете кому-то что-то менять.

Вышеперечисленные пункты представляют лишь мое личное мнение и основаны лишь на моих личных наблюдениях. Смело критикуйте, дополняйте, соглашайтесь или… проходите мимо, если не нашли в этом рационального зерна.

5S / 31.08.2020 | Просмотров: 228 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: бережливое производство, Управление переменами, 5s
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb