25.01.2021 | Автор: OleshkoV | 182 просмотров
Перенос лучших практик и инновации в… африканской деревне

Несколько лет назад в нашем блоге публиковался кейс IFAD (The International Fund for Agricultural Development) и несколько историй о том, как это агентство с помощью инструментов управления знаниями решает проблемы детского голода, сохранения окружающей среды, повышения производительности мелких фермерских хозяйств в беднейших регионах нашей планеты. У Нэнси Диксон есть одна заметка, которая хорошо дополняет этот кейс – «Think Knowledge Innovation Instead of Knowledge Transfer».

В этой заметке Нэнси рассказывает о том, как можно удачно с помощью передачи лучших практик запустить процесс создания небольших инноваций на примере кейса Африканского Центра Риса. АЦР - партнер IFAD, организация, которая занимается развитием производства риса в Африке с помощью исследований, обучения фермеров, оказания помощи фермерам в продаже своей продукции. Рис – стратегически важная культура для многих стран Африки, в т.ч. и для Бенина. От урожайности риса во многом зависит решение проблемы голода, а также уровень доходов жителей сельскохозяйственных регионов страны. Поэтому АЦР собирает лучшие практики в области выращивания и обработки риса и обучает им фермеров в своих учебных центрах. Традиционно обучение происходит следующим образом: в учебный центр привозят фермеров на двухдневный воркшоп, где профессиональные тренеры показывают и объясняют, что и как нужно делать. Но таким способом удается охватывать лишь порядка 18% фермеров.

Для распространения информации о новом способе обработки паром и сушке риса, который позволял существенно сократить уровень брака, АЦР решил снять учебное видео. Новый процесс обработки риса включал как шаги, которые не предъявляли дополнительных требований к оборудованию (например, предварительно очистить рис от мусора и промыть его 2-3 раза вместо одного), так и шаги, вносящие существенные изменения в технологию (обработка риса паром в специальной перфорированной кастрюле).

Видео решили снимать не в учебном центре, а «в полях», применив подход «приблизить – отдалить» (zooming-in and zooming-out). Подход подразумевает два этапа:

  1. Этап «Приблизить». Специалисты АЦР поехали в те деревни, где уже применялся новый способ обработки риса. Обсудили с местными жителями, какие идеи и принципы должны быть показаны в видео, какой должен быть сценарий. Затем отсняли черновой вариант видео, на котором фермеры-инноваторы сами показывали и объясняли, как они обрабатывают рис.
  2. Этап «Отдалить». Черновое видео стали показывать в других деревнях. Через какое-то время специалисты АЦР снова проехали по этим деревням и обнаружили, что местные фермеры пошли дальше увиденного и придумали какие-то свои инновации в этом процессе. И это тоже было заснято на видео. И уже на основе всего собранного материала был смонтирован окончательный вариант фильма. Со временем его перевели на 20 африканских языков и распространили не только в Бенине, но и через партнеров АЦР в других странах Африки.

Через два года центр провел исследование результатов обучения. Было обнаружено две вещи:

  1. Обучение оказалось чрезвычайно эффективным – 92% из 600 опрошенных человек использовали новый метод обработки риса. Для распространения знаний в африканских деревнях это очень высокий показатель. Причем среди использовавших новый метод были и те люди, которые не проходили обучение, а переняли новые знания от своих соседей и друзей.
  2. Самое удивительное – среди тех людей, которые помимо (или вместо) обычного обучения в учебном центре смотрели еще и видео, резко выросло число тех, кто использовал не только простые шаги (такие как промывка риса 2-3 раза), но и более сложные инновации паровой обработки. Причем делали это зачастую даже без использования предложенного оборудования (перфорированной кастрюли), заменяя его своими изобретениями из доступных материалов. Т.е. просмотр видео стимулировал процесс разработки других инноваций теми, кто его смотрел.

Нэнси предполагает, что такому успеху способствовали несколько факторов. Среди них психологический фактор: обработкой риса в деревнях занимаются женщины и девочки, и они лучше восприняли видео, на котором такие же простые женщины выполняют и объясняют работу, чем обучение в центре, которое проводится тренерами-мужчинами. И еще один существенный фактор: просмотр видео привел к тому, что женщины поняли базовые принципы – почему надо обрабатывать рис паром, как это происходит и к чему это приводит. Усвоив принципы, они придумывали замену отсутствующей кастрюле из подручных материалов. Соответственно, Нэнси делает выводы, что:

  • важно объяснять принципы, которые стоят за тем или иным шагом нового процесса – тогда лучшие практики легче воспринимаются и внедряются, и, более того, запускается процесс дальнейших инноваций;
  • важно, чтобы на видео новый процесс показывали такие же простые люди, как и те, кто учится с помощью видео, - тогда у учащихся снижается внутреннее сопротивление переменам («это не для нас и у нас не применимо»).

Ну и в заключение – то самое видео.

Кейсы компаний / 25.01.2021 | Просмотров: 182 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: кейс, инновации, инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb