09.03.2021 | Автор: dmagic | 205 просмотров
Рецензия на книгу “The Gold Mine”

Есть такой литературный жанр – бизнес-роман. И есть книга Фредди и Майкла Балле “The Gold Mine: A Novel of Lean Turnaround” (Золотая шахта (или рудник): история лин преобразований). Она стоит особняком. Это не бизнес-роман, а роман о бизнесе. Разница в том, что бизнес-романы (по крайней мере те, которые мне приходилось читать) представляют из себя довольно посредственные источники знаний, разбавленные жалкими потугами автора на поприще литературы. Все они очень похожи. Рассказчик – директор завода, а из первой главы мы узнаем, что его завод закроют через какое-то количество месяцев. В последней главе это не происходит, и вся книга, по большому счету, cводится к тому, как изначальная ситуация переворачивается с ног на голову.

Теперь о романе “The Gold Mine”... Рассказчик – не главный герой – настолько далек от “кухни” производственного предприятия, насколько это только возможно. Это молодой преподаватель кафедры психологии, немного потерявший ориентиры в жизни. Эдакий герой нашего времени с бодуна или повзрослевший герой новеллы “Над пропастью во ржи”... Неоднозначный характер, спутанные мысли, академический отпуск с целью написания книги и полгода без единой строчки. Пустая квартира, еще не распакованные вещи и тяжелый осадок после расставания с девушкой. Его кафедру не собираются закрывать, а его не выгоняют с работы. И, вероятнее всего, высшее учебное заведение, в котором он трудится, да и его самого ждет светлое будущее.

А где же кризис? И где завод и этот ваш лин?

Терпение. Это все авторы тоже не обошли стороной.

В один прекрасный вечер к повествователю заявляется в стельку пьяный друг детства и, завалившись на диван в беспамятстве, остается ночевать. На следующее утро оказывается, что у молодого, некогда подающего надежды ученого, ставшего позже не менее успешным бизнесменом, и счастливого семьянина не все в порядке. Ни на его заводе, ни в личной жизни. С личной жизнью рассказчик помочь не может, но вот его отец – бывшая шишка в производственной среде, а ныне счастливый пенсионер, обладающей яхтой, – мог бы что-то толковое посоветовать по поводу проблем на заводе.

Вот там, где-то на заднем плане, и происходит весь лин. В беседах отца и закадычного друга главного рассказчика на яхте. Читатель за этим наблюдает глазами совершенно не посвящённого человека, то и дело отвлекающегося на молодую и симпатичную руководительницу HR-отдела с латиноамериканскими корнями.

И тем не менее из романа мы узнаем о:

  • картировании потока;
  • системе вытягивания и смысле супермаркета в ней;
  • канбане, причем отдельно от пункта выше;
  • системе 5S;
  • прогулках в Gemba (Gemba Walks) и роли руководства компании в них;
  • работе лидера команды (начальника участка или смены);
  • и еще массу всего интересного.

Но главное, что рассказывает об этом не японец с его специфическим колоритом, а американец. Пусть даже американец, который долгие годы проработал на компанию-поставщика Тойоты. Все равно он еще помнит, как эти японцы “делали ему нервы” со своими тупыми и нелогичными запросами. Как требовали от него непонятные вещи и рассказывали всякие глупости. Как он сам понял, что эти глупости – вовсе не глупости. Как он сам не раз обжегся, научился и все равно до сих пор удивляется, как совсем нелогичные вещи могут быть настолько логичными. Кстати, вот вам анекдот от “бати”:

3 менеджера (француз, американец и японец) отправились в Перу и попали в плен к местным партизанам. Всех приговорили к расстрелу, но дали последнее слово. Француз: “Vive la France” – выстрел. Японец только начал: “Я хочу рассказать вам про озеро и камни…”, как американец закричал: “Убейте меня! Я больше не хочу слышать про озеро и камни”.

А вот самые интересные цитаты из книги в исполнении того же персонажа:

  • Уровень запасов – это не способ повышения эффективности процессов, а его индикатор. Как стрелка спидометра. Она может показывать скорость, но от того, что ее двигаешь туда-сюда, машина не начинает ехать быстрее.
  • Позже мы поняли, что термин “0 дефектов” был неверно истолкован. Смысл в том, что “0 дефектов принимается следующей операцией”.
  • Как говаривал Генри Форд: “В бухгалтерских книгах не фигурируют две категории: сотрудники компании и ее репутация”.
  • Профессора думают как профессора, а не как японские фермеры.
  • Сейсо (Seiso)1 – вот где начинается путаница. Сейсо не имеет ничего общего с уборкой комнаты или чистотой фабрики. Основная мысль заключается в техническом обслуживании.
  • Дело в том, что так называемая система массового производства Форда не противоречит бережливому производству. Это просто частный случай. Поток одного продукта.
  • Единственный способ заставить систему кайзен-предложений работать – это моментально реагировать на поданные идеи и обсуждать их с операторами.
  • Наш мозг эволюционировал не чтобы руководствоваться фактами, а чтобы верить. Довольно ловкий трюк. Если человек вскарабкался на дерево потому, что поверил, что за кустами хищник, то мог оказаться не прав, но остаться жив.

И чтобы завершить со спойлерами, приведу схему, которая показывает, как можно сократить количество запасов, постоянно отгружая заказчику полное портфолио продуктов, при этом не делая переналадки чаще, чем нужно:

Все методы и инструменты бережливого производства, которые авторы показали в этой книге, преподнесены под весьма интересным соусом. Уже только это заслуживает внимания. Но мне больше всего понравилась драма, которая разворачивается параллельно этому. А точнее, сразу несколько драматических линий:

  • Рассказчик начинает лучше понимать своего отца. События, которые он наблюдает, реакция людей, истории из прошлого, сложности, с которыми сталкиваются главные герои... благодаря этому становится понятно, почему его детство было омрачено частыми переездами, вызванными сменой работы его отца. Эх, сердце болит, когда начинаешь проникаться сложной судьбой сотрудника автопромышленности.
  • Та самая руководительница HR-отдела, принявшаяся за изменения завода, выступает в образе агента перемен. Она пытается трансформировать процессы, фактически не являясь их непосредственным собственником. И у нее неплохо получается, но, разумеется, без сопротивления не обходится... Под давлением и не без нотки разочарования, она покидает завод.
  • Закадычный друг рассказчика проходит трансформацию похлеще Аль Пачино в фильме “Крестный отец”.
  • Главный герой дописывает книгу... нет, не о бережливом производстве. Эта книга все еще о психологии. Но взгляды и убеждения рассказчика изменились под влиянием бережливых перемен, за которыми он наблюдал.
  • Ну а какие боевые действия разворачиваются в Gemba... В синем углу ринга Боб Вудс (это папаша), в красном – MBA и хранитель MRP. Этот поединок не оставит равнодушным даже тех, кот заснул на бое Тайсон-Холифилд.

После прочтения некоторых глав начинаешь ощущать боль пальцев на руках. Почему? Да потому, что наблюдая за событиями, не разжимаешь кулаки. Вот такой экшн там разворачивается. Так его по MRP!

Книга “The Gold Mine” – это роман для широкого круга читателей. Он подойдет даже тем, кто не интересуется методологией бережливого производства. Но тот читатель, который в этой методологии все же заинтересован, может выудить из этого романа массу ценного. Ценного как золото. И также много, как из золотой шахты.

Пусть этот роман и стоит особняком среди всех бизнес-романов, его все же хочется сравнить с книгой Паскаля Денниса “Сиртаки по-японски”, рецензию на которую вы могли недавно читать в нашем блоге. Вопрос только в том, как сравнить эти две абсолютно разные книги?

Если кто-то из читателей предложит критерии для сравнения этих книг, буду очень благодарен, так как мне было очень сложно придумать что-то толковое:

Обе книги изданы в 2005г. Обе книги о бережливом производстве. И обе книги написаны в жанре бизнес-романа. Так стоит ли читать “The Gold Mine”, если уже прочел “Сиртаки по-японски”? Или какую из этих книг лучше выбрать?

Долго же мне пришлось думать, пока наконец дошло, что вопросы-то совершенно неправильные. Обе книги стоят того, чтобы их прочесть. Вообще все книги, получившие награду Shingo Prize, а обе эти книги ее получили, в области “Research and Professional Publication Award”, стоят того, чтобы их прочесть.

Роман Фредди и Майкла Балле, вероятно, понравится даже людям, не нюхавшим пороха бережливых изменений. У авторов получилось преподнести Lean так интересно и оригинально, что эта книга вполне может стать отправной точкой. Тем же читателям, которые уже набили шишки, будет вдвойне интереснее погрузиться в драму преобразований, которая разворачивается у героев внутри. Ну а тем, кто уже читал эту книгу, будет большая благодарность за отзывы и впечатления, оставленные в комментариях.

______________________________________
1 3-й шаг в системе 5S. Прим. ред.

Лин6Сигм / 09.03.2021 | Просмотров: 205 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: Книги, бережливое производство
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb