29.03.2021 | Автор: OleshkoV | 168 просмотров
Читаем классику: «Working Knowledge»

С момента публикации первой заметки с обзором литературы по управлению знаниями в нашем блоге, к сожалению, не появилось ни одной интересной новинки на русском языке, поэтому придется продолжать читать бестселлеры этой темы в оригинале. Сегодня поговорим о классике – книге Ларри Прусака и Томаса Дэвенпорта «Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know».

Долгое время я обходила эту книгу стороной – уж очень она старая. Думала, что нет смысла читать, так как дисциплина уже давно ушла вперед. Я ошибалась. Более того, если б я прочла ее лет на пять раньше, не пришлось бы до многих вещей своим умом доходить. А некоторые мысли и идеи за 20 лет стали только актуальнее. Например, вот эта цитата:

«До тех пор, пока мы не направим наши усилия по управлению знаниями… на то, чтобы максимизировать индивидуальное внимание и минимизировать отвлечение, мы никогда не преуспеем в раскрытии истинного потенциала управления знаниями… Внимание – это валюта информационной экономики, и она уже является самым дефицитным ресурсом во многих организациях… В будущем все организации будут вынуждены сфокусировать свое внимание на внимании».

Пожалуй, действительно устарела только седьмая глава, посвященная информационным технологиям, хотя и в ней я нашла что-то полезное для себя. И некоторые кейсы: читаешь и понимаешь, как, наверное, далеко уже ушли эти компании в своем развитии и как хочется узнать поподробнее, что там у них сейчас происходит.

Книга Дэвенпорта и Прусака на моей воображаемой шкале литературы по управлению знаниями расположилась где-то посередине между работами Сенге, Нонаки и Такеучи с одной стороны (кстати, еще более «древние» экземпляры, но от того не менее ценные) и Милтоном, Коллисоном и Парселлом с другой. Первая группа авторов – про фундаментальные теоретические основы, которые важно понимать, но еще нужно хорошо подумать, как «заземлить» на практику. Вторая группа – про практичные инструменты «бери и делай». В свою очередь авторы «Working Knowledge» дают понятийную базу, фундамент, но при этом уже увязали теорию с практикой, проиллюстрировали свои идеи реальными кейсами, немного рассказали об инструментах, хотя подробного их описания вы в книге не найдете. Однозначно полезная книга, к тому же написана довольно простым языком. Из недостатков: в электронном виде она не продается, а в бумаге уже очень трудно найти.

В книге много интересных историй и примеров. Одну из них о сложностях формализации неявных знаний вы уже читали в заметке «Управление знаниями: что дальше?». Вот еще несколько из тех, что зацепили мое внимание1:

  • Из истории создания Центра извлеченных уроков (Center for Army Lessons Learned – CALL) в армии США. Идея этого центра возникла из рефлексии одного старшего офицера, который в конце своей карьеры прочитал "Войну и мир" Толстого. Он был поражен разницей между описанием битв войны с Наполеоном у Толстого и тем, как преподавали их в военных академиях. Насколько насыщенными, правдивыми, приземленными были описания Толстого (он на самом деле опрашивал ветеранов тех битв) по сравнению с бескровными, рациональными абстракциями, которым обучали в аудитории! Разница между правдой жизни и рациональным анализом стимулировала возникновение такой инновации как CALL.
  • О влиянии репутации «поставщика» знаний на наше восприятие полученной информации. СЕО одной крупной фармацевтической компании запросил информацию о состоянии рынка Малайзии у старшего вице-президента по стратегическому планированию, директора по маркетингу и корпоративного библиотекаря. Отчет библиотекаря намного превосходил по качеству другие материалы: он был хорошо структурирован и включал свежие данные из отчетов Всемирного банка и других источников. Старший вице-президент кинул пару статей из еженедельных бизнес-изданий. СЕО посчитал эти статьи наиболее ценными, а отчет библиотекаря наименее полезным. Когда те же материалы показали нескольким профильным специалистам без указания источника, все они сошлись во мнении, что отчет библиотекаря лучший. Эта история хорошо демонстрирует ловушку «оценки по репутации», когда статус источника знаний делает нас предвзятыми к качеству этих знаний. «Оценка по репутации» - полезный механизм мышления, который помогает нашему мозгу экономить усилия, время и легче ориентироваться в огромном потоке информации, но все же доверие к любому, даже самому надежному, источнику не может быть абсолютным.
  • О важности картирования имеющихся знаний и поддержания карт в актуальном состоянии. Когда Гордон Петраш был назначен директором по управлению интеллектуальными активами в Dow Chemical's, он понял, что многие из 29 тысяч патентов, которыми владела компания, были «потерянными» или неработающими, т.к. Dow просто «забыла», что в них содержится. Знания, сохраненные в этих патентах, не использовались. Первым проектом, который запустил Петраш вместе со своей группой, стала оценка имеющихся патентов: что из них можно использовать, что можно продать, а от чего нужно отказаться (владение неиспользуемыми патентами – недешевое удовольствие). После такой «прополки сорняков» в течение первых 18 месяцев компания сэкономила около 1 млн долларов на патентных пошлинах. Еще один результат этой работы - создание потенциала для разработки новых ценных продуктов, что в дальнейшем принесло еще большую отдачу.

Что еще интересного вы найдете в «Working Knowledge»:

  • метафору «рынка знаний» внутри организации и идеи, которые из нее вытекают;
  • принципы управления знаниями;
  • интересные мысли по поводу культуры знаний;
  • какими ролями должна поддерживаться работа системы управления знаниями;
  • факторы успеха проекта по внедрению управления знаниями и признаки того, что проект успешен;
  • «ловушки», попадание в которые гарантирует провал проекта
  • и многое другое.

На самом деле из этой книги я выписала себе огромное количество цитат и мыслей, над которыми еще буду думать, но выкладывать даже часть из них простым перечнем в заметке – только вырывать из контекста, польза небольшая. Возможно, буду ссылаться при случае на эту работу в других публикациях. И очень рекомендую прочесть книгу, если у вас появится такая возможность.

______________________________________
1 Еще одну историю можно найти в личном блоге Владимира Баронова.

Литература / 29.03.2021 | Просмотров: 168 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, Книги
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb