26.04.2021 | Автор: dmagic | 132 просмотров
Рецензия на книгу “Моя жизнь, мои достижения”

Вы любите читать автобиографические произведения? Не могу сказать, чтобы я был особым ценителем. Скорее, наоборот. Но в мире автопрома есть одно имя, одна марка авто и как минимум один гений инженерной мысли, чью автобиографию интересно читать и перечитывать по нескольку раз. Возможно, в будущем то же можно будет сказать и об Илоне Маске. Но в этом посте речь, разумеется, пойдет о Генри Форде и о его произведении “Моя жизнь, мои достижения” (My Life and Work).

Вероятно, самой известной цитатой из этой книги является: “Каждый покупатель может окрашивать свой автомобиль по желанию, если автомобиль черный”. Она и в самом деле заставляет чуточку улыбнуться, но не особо располагает к чтению книги. Тем более изданной в 1922 году. И что интересного можно найти в труде 100-летней давности?

Как часто случается с цитатами, эта вырвана из контекста. Нам кажется, что она является символом жестокой индустриализации, отсутствия гибкости и клиентоориентированности. На самом же деле она прямиком из главы под названием “Тайны производства и обслуживания”. Из этой главы мы понимаем, насколько радикально и нестандартно мыслил этот человек. В наше время это звучит дико, а во времена, когда автомобиль являлся предметом роскоши, это было еще... более дико.

Должен признать, что и сам способ повествования располагает к такому злоупотреблению цитатами. Во-первых, автор старается донести до читателя свой способ мышления, свою картину мира. И в попытке охватить многое, а история Генри Форда – это история массового производства и автомобилестроения, вываливает на нас в каждой главе такой груз размышлений, что неудивительно, если отдельные его высказывания могут быть поняты иначе, чем он того хотел. Во-вторых, манера выражения мыслей без ширмы политкорректности, без дипломатического сглаживания острых углов подкупает читателя с первых страниц. Как и способствует более эмоциональному восприятию некоторых высказываний.

В последнее время очень модно прослеживать истоки Производственной Системы Тойоты до первых сборочных заводов Форда. Куча американских ученых отстаивает это, находя все больше корней, доказательств, нитей и переплетений. Я не уверен, стоит ли сравнивать одну систему с другой, но могу с твердостью заявить, что отдельные элементы действительно похожи. То, как Форд пишет о чистоте, напоминает 5S, то, как он пишет о деловых взаимоотношениях с рабочими, то, что он пишет о качестве... Есть еще масса всего, о чем можно упомянуть. Я не брался считать, но думаю, что все 14 принципов из “Дао Toyota” можно найти на первых страницах этой книги. И тем не менее наличие похожих элементов не является признаком похожести системы.

Каждый раз, перечитывая книгу “Моя жизнь, мои достижения”, удивляюсь, как далеко смотрел этот человек и как прогрессивно мыслил. Каждый раз нахожу что-то новое или с удивлением замечаю, что что-то не заметил раньше. Но есть 3 момента, которые очень глубоко врезались мне в память.


Человек, который целый день нажимал всего одну педальку

В главе “Террор машин” автор размышляет об однообразной, рутинной работе. Мы привыкли думать, что такая работа отупляет. Однако автор обращает наше внимание на то, что однообразная работа встречается в любом деле и гораздо чаще, чем мы привыкли считать. С этой точки зрения работа на производственной линии уже не кажется столь необычной и неестественной для человека.

Работа на конвейере когда-то вызывала у меня ужас. Этот ужас вселяли родители и учителя. Сначала в школе, а затем и в университете нас убеждали, что, если мы не будем стараться и учиться, то “закончим” на конвейере. Что мы могли знать о работе на конвейере в то время? Ровным счетом ничего. А как себе представляли работу на конвейере? По меньшей мере как что-то страшное и присущее только несчастному человеку.

К моему удивлению, когда я впервые попал в производственный цех, то не заметил толп несчастных людей. Еще тогда закрались какие-то подозрения в неверности моих убеждений, но еще интереснее было подтвердить их, прочитав мысли Форда об этом.

Вишенкой на торте стал пример рабочего, который ничего не делал и лишь нажимал одну педальку весь день напролет. Рабочий утверждал, что это движение обладает пагубным эффектом на его организм и просил перевода на другую работу. В итоге он добился перевода, но через несколько недель попросился назад. Еще бы. На новом месте работать пришлось, а на старом можно было сидеть и целый день нажимать всего одну педальку.


Кому нужны эксперты?

“В этом вся беда знающих людей – они всегда готовы указать тысячи непреодолимых причин, по которым нельзя достичь результата. Они знают обо всех ограничениях. Поэтому я предпочитаю не иметь дела с экспертами наивысшей квалификации. Если бы мне захотелось устранить конкурентов нечестным способом, я бы предоставил им армию экспертов. Они бы постоянно что-то советовали, и времени на работу уже бы просто не осталось”.

Эта цитата довольно интересна, я бы даже сказал, занимательна. И несмотря на первое впечатление, которое может сложиться, она отнюдь не означает, что для создания всемирного гиганта автомобильной промышленности мистеру Форду не понадобились эксперты наивысшей квалификации.

В английском языке существует такое понятие как “Magic Finger”. Часто с пояснения этого термина начинают тренинги по статистическому управлению процессами, планированию экспериментов и шести сигмам. Это понятие означает нечто вроде эксперта – я бы описал его как мнимо незаменимого человека.

Можно утверждать, что квалификация сотрудника определяется по качеству его работы. Но никто, надеюсь, не станет возражать, если я скажу, что часто сюда “приплетают” всевозможные сертификаты, дипломы, грамоты и т.д. Получая таким образом недопересертифицированного эксперта, мы еще чаще начинаем полагаться на его суждения вместо фактов. Интересно, стремление полагаться на шестое чувство заложено в человеческих генах или навязано киношными супергероями?

Не менее популярной ошибкой является предположение, что определенный “кусок” работы может выполнить только этот человек. В крайнем случае, его могут выполнить несколько людей, но вот этот (который эксперт) лучше всех. Создается впечатление, что такой человек действительно незаменим, а, следуя известному выражению Сталина, таких людей нет.

Но самый интересный момент наступает, когда решению экспертов начинают доверять больше, чем фактам. И правда, зачем излишества? Синей майки с красной “S” на груди вполне достаточно.

Так вот, цель такого вступления к статистическим тренингам – разъяснить важность принятия решений, основанных на фактах, а не интуиции, пусть даже интуиции экспертов. Именно с целью принятия обоснованных решений применяют статистические методы управления производственными процессами, а также проводят сложные и порой дорогостоящие методики оптимизации.

Почему-то мне всегда казалось, что подбор высококвалифицированных сотрудников – залог успеха любого дела. Хотя в последнее время я все более склоняюсь к мысли, что способность человека работать над собой, развиваться – куда более важное качество. Ведь оно является гарантом нацеленности человека на качественный результат.

Вот забавная ситуация: с “экспертами” еще и невозможно спорить. Да куда уж там, они даже зачастую не обосновывают свои решения логическим путем. Знакомо? Я скажу больше: первый признак того, что процесс можно улучшить – утверждение некоего “эксперта” о том, что он (процесс) работает на пике своих возможностей. И статистические методы зачастую вскрывают это на раз-два.

Когда “эксперты” утверждают, что лучше этот агрегат не настроит никто, их менее квалифицированные коллеги часто достигают лучших показателей. А все потому, что в отличие от экспертов их коллеги не в состоянии оценить "на глаз”, можно оптимизировать параметры машины или нет – они пробуют, они ставят эксперимент. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Ниже приведена диаграмма, основанная на результатах планирования эксперимента, который мне с командой экспертов (восклицание над Э) довелось проводить сразу же после новогодних выходных. Итак, что чаще всего говорят “эксперты” во время DOE?


Организация производства

Интересно, что первые экспериментальные модели Генри Форд собирал сам в своей мастерской. Вечерами и ночами работая, а затем испытывая свои прототипы, он пытался создать то, чего рынок еще не просил – автомобиль на каждый день для всех. Зарабатывать на такие эксперименты приходилось, работая в различных компаниях.

Покинув работу и отдав все свободное время автомобилестроению, а позже открыв свою компанию, он продолжал фокусироваться на сборке. Поначалу все части автомобиля изготавливали поставщики, а завод Форда производил только сборку. Постепенно повышая объемы выпуска, завод вырос из сарайчика до небывалого по тем временам предприятия.

В процессе роста Форд пришел к интересным по меркам того времени решениям, которые позволили повысить продуктивность отдельных участков в... даже страшно озвучивать такие цифры. Но еще интереснее то, как эти решения проходили апробацию. Описание многих из них сопровождается разрушением мифов, экспериментами и поисками оптимальных параметров, а также подробным обоснованием влияния на продуктивность работника.

Дух захватывает от того опыта, которым Генри Форд поделился в этой книге.


Заключение

Если бы меня попросили назвать самую интересную книгу из тех, которые мне доводилось читать, то я бы не смог ответить однозначно. Даже если бы вопрос сузился до книг по тематике бережливого производства и шести сим, вопрос не стал бы проще для меня. Пришлось бы долго выбирать из множества хороших книг.

Книга Генри Форда “Моя жизнь, мои достижения”, возможно, и не была бы в итоге выбрана, но точно оставалась бы в этом списке до последнего. И это однозначно самое интересное автобиографическое произведение из тех, которые мне довелось прочесть. В нем и прогрессивные взгляды весьма незаурядного человека, и перипетии, сопровождавшие зарождение автомобилестроения, и биография всего массового производства. Одним словом, стоит того, чтобы прочесть.

Книжные обзоры / 26.04.2021 | Просмотров: 132 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: Ford, бережливое производство, Книги
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb