13.05.2021 | Автор: OleshkoV | 259 просмотров
Как улучшить усвоение извлеченных уроков?

Сегодняшний пост подготовлен по материалам одного из буклетов «Knowledge in Action», в которых собраны результаты исследований Henley Knowledge Management Forum. Раньше эти буклеты лежали совсем в открытом доступе, а теперь надо зарегистрироваться, чтобы получить возможность скачать, но это несложно. Вот здесь я делилась материалами второго выпуска, посвященного ключевым компетенциям «активистов знаний», а сегодня речь пойдет о выпуске №29 «Improving the Uptake of Lessons Learned».

В Henley Knowledge Management Forum изучили несколько работающих программ по извлечению уроков, чтобы понять причины их возможного успеха или провала. Главный вывод исследования: этот инструмент не работает тогда, когда есть дисбаланс между сохранением и распространением извлеченных уроков. Если все внимание направлено на то, чтобы извлечь и сохранить урок, а помощь тем, кто должен его усвоить, игнорируется, программа обречена на провал.

Определение извлеченного урока, которое используется в исследовании: «Это новая существенная поведенческая норма, возникшая из опыта, которая может улучшить бизнес-процессы, если будет распространена и применена при правильных обстоятельствах».

Причины, по которым люди отказываются применять эти новые нормы в своей работе:

  • Высокомерие: «Я на этой должности благодаря своей экспертизе, поэтому, наверное, я лучше знаю. Кроме того, мне придется «разучиться» чему-то из того, что я знаю».
  • Невежество: «Я не осознаю тот факт, что я должен чему-то научиться, или чувствую себя неспособным соревноваться с тем, кто выглядит более знающим».
  • Горящие сроки: «У меня нет времени оглядываться назад на прошлые уроки. Мне нужно работу работать».
  • Привычка: «Просто продолжать делать все так, как я всегда делал, легче и интереснее (и сохраняет мне работу)».

Три пути, которые повышают вероятность того, что изменения в поведении все-таки произойдут:

  • Обучение на собственном опыте. В этом случае мы самостоятельно получаем опыт, обдумываем его, соотносим с другими концепциями и приходим к абстрактному правилу, которым будем руководствоваться в будущем.
  • Ситуационное обучение людей, находящихся на похожих позициях. Коллективные мероприятия, на которых у людей есть шанс пообщаться с коллегами, сталкивавшимися с похожими проблемами, создают пространство обучения. Полученные в нем инсайты помогают нам придумывать новые способы выполнения работы.
  • Обучение по аналогии. Обучение происходит при сравнении с похожими ситуациями, с которыми нам пришлось столкнуться, или через использование метафор, которые помогают подсветить сходства там, где на первый взгляд нет ничего общего. Возникающие озарения («ага!» моменты) вызывают эмоции (восторг или тревогу), которые мотивируют нас менять свое поведение.

Недостаточно просто сохранить урок и распространить информацию об этом по компании. Нужно как-то заинтересовать и вовлечь потенциальных пользователей этого урока, которые, возможно, находятся в другой части организации, имеют другие стимулы к обучению, другой опыт и даже используют другую терминологию. Нужно так организовать обмен извлеченными уроками, чтобы эти люди признали новые знания подходящими для своей ситуации и согласились их использовать. Особенно трудно это сделать, когда речь идет о чем-то кардинально новом – настолько новом, что даже самому автору урока пока сложно до конца осознать и сформулировать полученный опыт. Или если контекст у автора и получателя урока настолько разный, что им трудно найти взаимопонимание.

Типичные ошибки описания извлеченного урока, которые затрудняют его применение в новой ситуации:

  • Недостаточное описание контекста, что мешает потенциальному пользователю понять, насколько эти знания применимы в его ситуации.
  • Урок не сформулирован в виде стандартного правила или принципа, которым нужно следовать, когда возникают определенные обстоятельства.
  • Неправильно выполнена категоризация урока, что затрудняет его поиск в системе.
  • Описание урока таким языком, который может быть не понятен потенциальному пользователю.
  • Нет контактных данных автора урока, к которому можно было бы обратиться за дополнительными деталями.

Помимо устранения этих ошибок стоит позаботиться о том, чтобы были четко описаны ситуация и условия, в которых урок применим, и потенциальные выгоды от применения урока (например, сэкономленное время/деньги или спасенные жизни).

Авторы исследования рекомендуют не ограничиваться базой извлеченных уроков, а искать дополнительные способы их распространения: через сообщества практиков, различные встречи, фасилитационные сессии, внутренние конференции, учебные программы, совещания коллег (peer assist) и т.д. И не забывать о старом добром сторителлинге. История, в которую «упакован» урок, должна содержать ответы на 4 вопроса:

  • Что произошло? Описание фактов.
  • С кем это произошло? Хорошо, если история будет рассказана от первого лица – тем, кто непосредственно принимал в ней участие.
  • Как участники себя чувствовали? Описание эмоций и разных точек зрения вовлекает слушателей.
  • В чем заключается урок? Когда слушатели установили эмоциональный контакт с рассказчиком, они готовы «принять урок сердцем».

Выводы исследования были дополнены вот такой схемой:

Инструменты / 13.05.2021 | Просмотров: 259 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: lessons learned
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb