19.05.2021 | Автор: OleshkoV | 265 просмотров
Картирование знаний: рекомендации Henley KM Forum

Сегодня сделаю обзор еще одного буклета Henley Knowledge Management Forum, в этот раз посвященного картированию знаний (выпуск № 6 «Identifying valuable knowledge»). Напомню, что все выпуски доступны для скачивания после регистрации здесь.

Видов карт знаний существует множество, и интересно изучать, кто какой подход применяет. Henley предлагает следующий трехэтапный процесс:

  1. Разработать карту знаний.

Эта карта может выглядеть, например, вот так:

Чтобы ее составить, рекомендуется ответить на следующие вопросы:

  • Что выделяет нас на рынке?
  • Какие рынки для нас важны?
  • Какие у нас есть ключевые процессы, добавляющие ценность?
  • Какие у нас есть важные компетенции?
  • Какие у нас есть важные продукты и услуги?
  • Что есть важного о нашем бренде и идентичности?
  • Какие у нас есть ключевые системы, поддерживающие бизнес?

В буклете об этом ничего не сказано, но тут еще полезно добавить уточняющие вопросы к каждому из пунктов. Например, «Что нам нужно об этом знать?» и «Что мы уже об этом знаем?»

  1. Провести оценку ценности содержащихся в карте знаний.

Дальше предлагается провести оценку выделенных областей знаний одним из следующих способов:

  • По номинальной шкале: важно/не важно, легкий доступ/трудный доступ.
  • По порядковой шкале: расположить области знаний по возрастанию/убыванию их важности и доступности без числовой оценки.
  • Присвоить каждой области знаний рейтинг – например, от 1 до 10.

Ключевая рекомендация здесь – постараться собрать мнение максимального числа стейкхолдеров по поводу важности и доступности знаний, потому что мнения могут сильно различаться внутри организации.

Вопросы, которые помогут оценить важность знаний:

  • Являются ли эти знания критичными для бизнеса?
  • Влияют ли они на надежность и эффективность операций?
  • Добавляют ли они ценность бизнесу?
  • Являются ли они уникальными для этой организации?
  • Трудно ли их скопировать?
  • Будут ли они релевантными на протяжении долгого времени?
  • Могут ли они быть заменены какими-то другими знаниями?
  • Они востребованы?
  • Представляют ли они что-то, в чем мы превосходны?
  • Можно ли их запатентовать?

Вопросы, которые помогут оценить доступность знаний:

  • Насколько легко можно поделиться этими знаниями?
  • Насколько легко их применить?
  • Можно ли с их помощью сделать другие знания более доступными?
  • Насколько точными и надежными они должны быть?
  • Насколько быстро они меняются?
  • Во сколько обходится поддержание их уровня?
  • Имеют ли к ним доступ те люди, которым они нужны?
  • Знания принадлежат бизнесу?
  1. Исходя из оценки принять решение о том, как управлять выявленными знаниями.

Имея на руках объективную оценку важности и доступности разных областей знаний, легче понять, что делать дальше: во что инвестировать деньги в первую очередь (расходы на сохранение и распространение знаний), какие знания надо дополнительно привлечь, какие – защитить патентом и т.д.

Напомню, что в нашем блоге есть еще два материала о выявлении критических знаний. У вас есть возможность сравнить их с подходом Henley Knowledge Management Forum:

  1. «Как выявлять критические знания?» (описание подхода APQC).
  2. «NASA как самообучающаяся организация» (у этой организации есть свой, довольно сложный, подход - Knowledge Referee Process).
Инструменты / 19.05.2021 | Просмотров: 265 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: картирование знаний
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb