03.06.2021 | Автор: OleshkoV | 138 просмотров
Каскадирование знаний

Эту заметку я подготовила по материалам статьи HBR «How Your Organization’s Experts Can Share Their Knowledge», которую написали Дороти Леонард и Джеймс Мартин в продолжение серии экспериментов по сохранению экспертных знаний в архитектурной компании Shepley Bulfinch (почитать подробнее можно здесь). Каскадирование знаний – это метод, с помощью которого авторы предлагают решить проблему бутылочного горлышка: суперэкспертов в организациях мало, они очень заняты и обучать всех подряд не могут, а их знания нужны большому количеству людей. Как легко догадаться из названия, метод подразумевает, что непосредственно с экспертом общается всего несколько человек, которые «вытягивают» из него знания, а потом уже распространяют их каскадом дальше. Это очень похоже на технику «Смотри, делай, учи», которую описала в одной из своих заметок Нэнси Диксон. Выгоды такого подхода очевидны: нагрузка на экспертов снижается, их непосредственные ученики лучше усваивают знания, и доступ к знаниям получает гораздо больше людей. Непосредственных учеников в статье называют «nexperts» = next + experts, то есть это не новички, а специалисты, уже обладающие определенным уровнем экспертизы, что облегчает впитывание ими новых знаний от суперэкспертов.

Авторы выделили 4 способа каскадирования знаний:

  1. «Заплати другому». Простой и логичный вариант: научился сам – обучи других. Нэксперты проводят тренинги и учебные курсы для остальных сотрудников.
  2. «Переведи». Еще один традиционный способ – зафиксировать знания суперэксперта в каких-то знаниевых активах: статьях для базы знаний, заметках для корпоративной соцсети, чек-листах, руководствах, подкастах и т.п.
  3. «Создай вызов». На основе знаний эксперта нэксперт создает учебный кейс или сценарий, в рамках которого учащимся нужно решить какую-то сложную проблему. Формы кейса или сценария могут быть самыми разнообразными – текст, видео, фото (если вы помните, у Гэри Кляйна такие сценарии ложатся в основу дистанционного обучения). После того, как ученики сами «пободались» с проблемой, им дают решение эксперта.
  4. «Разведи костер». Это способ передать знания сразу большому количеству людей. Собирается фасилитационная сессия, на которой нэксперт представляет то, чему научился у суперэксперта, а затем участники объединяются в небольшие группы и обсуждают услышанное. Им можно предложить решить несколько проблем, опираясь на новые знания, или обсудить примеры из своего опыта, а потом вывести какие-то общие правила или рекомендации.

Нэксперты, участвующие в таком проекте по сохранению знаний, с одной стороны, достаточно легко вытягивают их из суперэксперта, т.к. банально понимают, о чем речь – владеют терминологией, определенными знаниями и опытом, – а значит могут задать нужные уточняющие вопросы и не тратить время на «разжевывание» азов. С другой стороны, они еще совсем недавно были учениками, и поэтому их пока не настигло «проклятие эксперта»: они понимают, как лучше упаковать и подать знания новичками, чтобы их легче было усвоить. В этом еще одно преимущество метода каскадирования по сравнению с прямой передачей знаний от суперэксперта новичкам.

Есть у каскадирования и недостаток: по мере передачи знаний «вниз по потоку» они неизбежно претерпевают определенные изменения (вот даже сравните мою заметку с оригинальной статьей – это не дословный перевод, а свободная интерпретация). Избежать критических искажений поможет «авторский надзор» - проверка экспертом материалов, подготовленных нэкспертом, до начала их распространения. Но в любом случае формальная программа каскадирования лучше защищает знания от искажений, чем неструктурированные разговоры у кофемашин и в курилках, «звонки другу» и другие способы неформальной передачи знаний, которые все равно используются в любой организации. Структура подразумевает ответственность нэкспертов и определенный контроль качества процесса и результатов обучения.

Инструменты / 03.06.2021 | Просмотров: 138 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb