21.06.2021 | Автор: OleshkoV | 196 просмотров
Сохранение экспертизы: рекомендации от Henley KM Forum

Эта заметка продолжает тему сохранения и передачи экспертных знаний, поднятую в двух предыдущих публикациях: «Создаем Knowledge transfer plan» и «Каскадирование знаний». Она подготовлена на основе еще одного буклета Henley KM Forum – выпуск № 18 «Retaining Expertise in Organizations». Напомню, все выпуски можно скачать после регистрации по ссылке.

Исследователи Henley KM Forum рекомендуют приступить к созданию программы передачи знаний суперэкспертов с ответа на 10 вопросов:

  1. Какие знания и навыки находятся под угрозой утраты? Не все знания одинаково важны для бизнеса.
  2. Насколько критична потеря этих знаний?
  3. Кто использует эти знания, и какая информация нужна этим пользователям?
  4. Что вы хотите сделать? Вам нужно сохранить знания, которые понадобятся замещающему сотруднику? Или вам нужно, чтобы эксперты научили других тому, как они диагностируют и решают технические проблемы?
  5. Насколько трудно освоить те навыки, которые вы хотите развить у обучающихся сотрудников? Сколько им понадобится для этого практики, и как сильно придется адаптировать под них обучение?
  6. Какой подход к передаче экспертизы будет наиболее естественным для вашей культуры?
  7. Сколько разных подходов вы можете опробовать в пилотном проекте?
  8. Какая поддержка вам нужна для проведения пилотного проекта?
  9. Что вам нужно сделать для того, чтобы помочь уходящему эксперту сфокусироваться на правильном контенте?
  10. Если вашей целью является непрерывность, разработайте руководства и инструкции для преемников, а не просто сделайте запись сессии с экспертом. Это поможет пользователям встроить знания в свою работу.

Непрерывность – это очень важный аспект. Результаты исследования Henley KM Forum показывают, что простые аудио- или видеозаписи интервью с уходящими экспертами работают плохо – оставшиеся сотрудники компании редко их смотрят или слушают. Гораздо эффективнее заранее составить профили компетенций уходящих сотрудников и их преемников и организовать процесс закрытия выявленных разрывов разными инструментами. Разумеется, такой подход можно использовать при плановом уходе персонала – например, при выходе на пенсию. В этом буклете описан прекрасный пример для подражания: в компании MWH Constructors был эксперт мирового класса по трубопроводам. К нему за 5 лет до планируемого выхода на пенсию прикрепили перспективного инженера, которая проработала с ним бок о бок все оставшееся до ухода время, сумела перенять глубинные знания и сама стала экспертом мирового уровня. После его ухода преемница собрала группу инженеров, которым теперь в свою очередь передает эти знания.

Инструменты передачи знаний, которые хорошо себя зарекомендовали:

  • Серия финальных интервью, если они правильно организованы. Темы, которые рекомендуется обсудить с уходящим сотрудником: ключевые процессы, своды знаний (bodies of knowledge), базы данных, контакты, инструменты, лайфхаки. По итогам этой работы нужно составить резюмирующий документ для преемника.
  • Серия экспертных семинаров по ключевым темам. Это может быть встреча с экспертом (An audience with) – встреча группы сотрудников с экспертом при участии фасилитатора. При правильном структурировании дискуссии на таком семинаре можно передать не только явные знания, но и часть неявных знаний. Для этого надо задавать эксперту вопросы на примере различных ситуаций, которые помогут выявить его мыслительные модели: как он анализирует и решает проблемы, устанавливает связи между объектами, выявляет потенциальные возможности и т.п. Такая сессия потребует серьезной подготовки. Нужно провести предварительное интервью с экспертом, чтобы составить карту его знаний и выявить ключевые области для дальнейшей проработки. Затем собрать от его коллег вопросы по этим темам и разработать дизайн сессии. По окончании сессии обработать все записи и зафиксировать их в каких-то знаниевых активах.

Другой вариант сессии называется Network development (этот инструмент встречаю впервые, поэтому оставляю без перевода). На такой встрече могут присутствовать не только коллеги и новички из подразделения эксперта, но и участники других проектов. Встреча организуется вокруг описания бизнес-процесса: эксперт проходит по нему, описывает, что и как делать, а остальные участники задают уточняющие вопросы.

  • Мастер-классы с привлечением фасилитаторов, на которых над общей технической проблемой работают сотрудники разного уровня экспертности.
  • Разборы кейсов под руководством эксперта.
  • Симуляторы, знания для создания которых могут быть собраны в ходе аудита критических решений.

В долгосрочной перспективе надо постепенно создавать такую культуру обмена знаниями, благодаря которой передача знаний выполняется на протяжении всего карьерного пути сотрудника в организации. Успешность этих усилий определяется четырьмя факторами: вовлечением высшего руководства, вовлечением сотрудников, закрепленной ответственностью за развитие конкретных областей знаний, доверительными отношениями между сотрудниками.

Инструменты / 21.06.2021 | Просмотров: 196 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb