19.07.2021 | Автор: OleshkoV | 196 просмотров
Обзор англоязычной литературы по управлению знаниями

С момента публикации моего первого обзора литературы по knowledge management и второго обзора от Владимира Баронова утекло немало воды, но на рынке русскоязычной литературы принципиально ничего не изменилось, поэтому в последнее время я в основном знакомила вас с книгами на английском языке (хотя пара исключений все же была). Думаю, пора собрать все заметки в единую подборку.

Больше всего в этой подборке будет Ника Милтона. Во-первых, потому что у него объективно много книг (шесть штук для литературы по управлению знаниями – порядочно). Во-вторых, потому что он прекрасно пишет – легко, системно, без воды. Вот с Ника и начнем.

Как я уже сказала, у него вышло шесть книг, из которых я пока прочитала только пять. Две из них посвящены управлению знаниями в проектах:

  • «Knowledge Management For Teams and Projects» – очень подробно о том, как выстраивать управление знаниями в проектах: с описанием инструментов, примерами и кейсами. С маленьким кусочком можно познакомиться здесь. Недостаток книги – купить ее можно только в бумажном варианте.
  • «The Lessons Learned Handbook» – дополняет предыдущую книгу, совсем немного дублирует ее. В руководстве, как ясно из названия, подробно рассматривается, как создать замкнутую петлю обучения на основе извлеченных из проектов уроков. Описание одного из инструментов для этого есть здесь. Также в этой книге вы найдете рамку цикла извлечения уроков с ролями и ответственностью, описание возможной структуры базы извлеченных уроков (с примерами), метрики для контроля системы, несколько интересных кейсов.

Следующую книгу Ник Милтон написал в соавторстве со Стефани Барнс. Это «Designing a Successful KM Strategy». Владимир Баронов уже упоминал ее в своем обзоре как strongly recommended. Согласна с его мнением полностью. О чем эта книга? Вот что в названии заявлено, то под обложкой вы и найдете – подробно о том, как разрабатывать стратегию и систему управления знаниями, т.е. все, что не относится к инструментам: видение, спонсорство, роли и ответственности, road map внедрения, подводные камни и многое другое. Конечно, с примерами и кейсами. Одну из историй – о том, как эволюционировала система управления знаниями в ВР, – можно почитать здесь.

Еще одну книгу Ник написал в соавторстве с Патриком Лэмом. Это «The Knowledge Manager's Handbook». Ее, кстати, переиздали в 2019 году – дополнили и переработали в соответствии с профильным стандартом ISO 30401:2018. Она тоже не об инструментах, а о том, как разворачивать систему управления знаниями в организации, но, как ни странно, эта книга почти не пересекается с предыдущей – читать надо обе. Хотя один инструмент в ней все же описывается – это аудиты. Не удивительно, потому что аудиты и картирование – специализация Патрика Лэма. Последние несколько глав написаны другими авторами и содержат самые разные кейсы. Одну небольшую историю можно найти здесь. А почитать о том, какие пилотные проекты можно запустить в компании, чтобы продемонстрировать полезность управления знаниями, здесь.

Обзор еще одной книги Ника Милтона вышел в нашем блоге совсем недавно. Это книга «Knowledge Management for Sales and Marketing: A Practitioner’s Guide». Содержание полностью соответствует названию – практическое руководство для построения системы управления знаниями в маркетинге и продажах. Написана хорошо, но много повторов с другими книгами Ника. Для общего развития читать не рекомендую, а вот под конкретный проект – самое то.

Переходим к другим авторам.

Книга, ставшая классикой – «Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know » Дэвенпорта и Прусака. Этой книге больше 20 лет, и за ней тоже придется поохотится в бумажном варианте, но она того стоит. Устаревшим там можно считать разве что раздел про информационные технологии, а все остальное актуально как никогда. Очень «думательная» книга – запускает переосмысление собственного накопленного опыта. Закладывает фундаментальное понимание дисциплины. Рецензию на нее вы найдете здесь.

В противоположность ей очень практичная книга с описанием инструментов и кейсов от Нэнси Диксон«Common Knowledge: How Companies Thrive by Sharing What They Know». Своим восторгом и историей ее путешествия в мою библиотеку я поделилась здесь. Ну что я могу сказать – Нэнси прекрасна! Такой же легкий слог, как у Ника Милтона, такая же системность и сжатость изложения. Очень интересные и подробно описанные кейсы. Много тонкостей по практике переноса знаний. Глубокое понимание процессов.

И last but not least в этом списке – книга Дороти Леонард и соавторов о сохранении экспертных знаний «Critical Knowledge Transfer: Tools for Managing Your Company's Deep Smarts». Рецензию на нее вы найдете здесь. В фокусе книги исследование процессов переноса глубинной экспертизы. Это очень непростая тема, там много тонкостей и нюансов. Дороти много лет занимается ею и считается одним из ведущих мировых специалистов в области снятия экспертизы. Читать будет немного тяжелее, чем книги Ника Милтона и Нэнси Диксон, но напрячься точно стоит.

Думаю, до конца года в нашем блоге появится еще несколько рецензий на англоязычные книги по управлению знаниями, которые читают и держат как настольные специалисты по всему миру. К сожалению, с переводной литературой изменение ситуации пока не просматривается, так что для нас, КМ-менеджеров, путь к знаниям по-прежнему лежит через английский. Придется учить и вливаться в мировое КМ-сообщество.

Литература / 19.07.2021 | Просмотров: 196 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, Книги
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb