22.09.2021 | Автор: OleshkoV | 283 просмотров
Сообщества практиков: устав и модель зрелости

Тему Communities of Practice (сообществ практиков или профессиональных сообществ) мы уже несколько раз поднимали в нашем блоге. Ее важность трудно переоценить, и она будет только нарастать: в современном мире трудно быть профессионалом и развивать свои компетенции, не являясь частью сообщества. А для организаций сообщества – это эффективный инструмент обмена знаниями, распространения лучших практик, сохранения знаний в виде интеллектуальных активов. Однако развивать сообщества и тем более обеспечить их устойчивость и жизнеспособность – не такая простая задача.

В одном из своих исследований специалисты APQC пришли к выводу, что важным фактором1 успешного развития внутреннего сообщества является устав. По результатам этого исследования среди тех сообществ, у которых были уставы, 91% признаны успешными, а среди тех, кто решил обойтись без этой «бумажки», успешными оказались только 27%.

Что же это за «волшебный документ»? На самом деле, ничего сверхъестественного. Это 1-2 страницы текста, в котором зафиксированы основные положения работы сообщества:

  • Цель или видение – ответы на вопросы, зачем организация создала это сообщество и какую ценность оно приносит бизнесу и своим участникам.
  • Ключевые роли – лидер сообщества, спонсор из числа топов, любые другие необходимые роли.
  • Задачи (результаты) – чего сообщество планирует достичь, например, в течение ближайшего года или более длительного периода.
  • Границы – что сообщество делает и чего оно не делает. Например, оно может документировать и валидировать лучшие практики, но не будет заниматься их внедрением – это зона ответственности профильных руководителей.
  • Бизнес-цели – как работа сообщества влияет на бизнес-результаты организации, удовлетворяет потребности бизнеса.
  • Ресурсы – что необходимо для успешной работы сообщества (время сотрудников, бюджет, технологическая платформа).
  • Метрики – как мы поймем, что этот инструмент работает успешно. Нужно постараться соблюсти баланс между метриками активности и КПЭ бизнеса, на которые влияет работа сообщества (более подробно о метриках для сообществ можно прочитать здесь).
  • Критические факторы успеха и барьеры – что необходимо для того, чтобы успех случился, и какие трудности могут помешать сообществу достичь своих целей.

Во многих организациях есть специальный шаблон устава, чтобы упростить сотрудникам его подготовку. Пересматривать устав желательно раз в год, а также в случае радикальных изменений, которые влияют на работу сообщества (кстати, пандемия – отличный пример такого изменения). На рисунке ниже приведены рекомендации APQC, которые стоит учесть при разработке устава:

Конечно, подготовка устава – это только первый шаг. Дальше начинается активная и кропотливая работа по привлечению участников, организации онлайн и офлайн мероприятий по обмену знаниями, дискуссий на форуме, сбору библиотеки полезных ресурсов, разработке усилиями коллективного разума каких-то документов. Формы работы могут быть очень разными, поле для творчества огромное. Но в фокусе всегда должна оставаться бизнес-цель – «для чего все мы здесь собрались?» Идеи для развития своего сообщества можно подсматривать у коллег в других компаниях или в открытых профессиональных сообществах2. Для проведения каких-то мероприятий можно (и нужно) обращаться к услугам профессиональных фасилитаторов – у них есть огромный арсенал инструментов, которые помогут сделать встречу участников и максимально полезной, и вдохновляющей.

Когда первая волна энтузиазма пойдет на спад, вы неизбежно столкнетесь с вопросом «А что дальше?» Как развиваться, оставаясь полезными своей организации и интересными своим участникам, и при этом быть эффективными? Здесь вам на помощь придут модели зрелости. У нас на сайте вы найдете прекрасную модель Билла Каплана. Но можно обратиться и к альтернативным вариантам. Например, специалисты The Community Roundtable еще в 2009м году разработали свою модель, а в 2019м существенно ее доработали.

Как и любую модель зрелости, ее можно использовать как чек-лист для гэп-анализа (понять, чего вам не хватает), как дорожную карту развития, а также для бенчмаркинга (сравнить со средними или лучшими показателями внутри компании или в рамках отрасли). Подробной расшифровки каждого уровня в открытом доступе нет, но есть возможность бесплатно пройти оценку своего сообщества, заполнив опросник онлайн. Уже само заполнение опросника даст вам пищу для размышления.

Эта модель включает 8 компетенций:

  • Стратегия – то, как определены и увязаны с бизнес-стратегией компании цели сообщества.
  • Лидерство – рассматривается в двух аспектах: 1) то, как руководство компании оказывает поддержку работе сообщества; 2) лидерство внутри самого сообщества и влияние сообщества на экосистему компании.
  • Культура – то, как корпоративная культура влияет на работу сообщества.
  • Управление сообществом – то, как распределяются роли в сообществе, как организована его работа и какие ресурсы на него выделяются.
  • Контент и программа – сама суть работы сообщества: мероприятия для его участников и полезный контент, создаваемый внутри сообщества.
  • Политики и руководство – формальные правила, процессы, руководства по работе сообщества.
  • Инструменты – ИТ-инфраструктура работы сообщества.
  • Метрики и измерение – способы оценки «состояния здоровья» и прогресса в развитии сообщества.

4 уровня зрелости, предложенные в модели, не являются жесткими вехами. Скорее, это некие ориентиры на пути от жесткой иерархической к сетевой структуре организации. Кстати, в этом особенность модели: она рассматривает сообщество не само по себе, а как часть структуры компании. По словам разработчиков, как правило сообщества имеют разный уровень зрелости по разным компетенциям.

Посмотреть небольшое интро по модели можно здесь. А вот здесь вы можете бесплатно скачать руководство по управлению сообществами.

______________________________________
1 О других факторах успеха вы можете прочитать в заметке «И снова… о сообществах практиков», а о факторах устойчивости – в заметке «Как сделать профессиональное сообщество устойчивым?». Совсем не удивительно то, что эти факторы перекликаются и частично совпадают.
2 Например, стать участником какого-то открытого сообщества (а лучше нескольких сразу) и понаблюдать за работой изнутри. А еще можно знакомиться с опубликованными в открытых источниках кейсами. У нас в блоге по этой теме вы найдете заметку «Такие разные сообщества…».

Инструменты / 22.09.2021 | Просмотров: 283 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями, сообщества
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb