27.10.2021 | Автор: OleshkoV | 272 просмотров
Разработка руководства к стандарту ISO 30401

В 2018 году произошло знаковое для управления знаниями событие – был принят профильный стандарт ISO 30401:2018 Knowledge management systems – Requirements. С тех пор прошло уже три года, но нельзя сказать, что он обрел особую популярность или хотя бы стал широко известен среди специалистов по управлению знаниями. Согласно результатам исследования, которое провела компания Knoco в прошлом году, 20% респондентов не знали о существовании этого стандарта. Одна из причин такой ситуации – стандарт написан общими фразами, и организациям не совсем понятно, как это можно увязать с конкретной ситуацией на практике. Поэтому назрела потребность в написании руководства – по сути, разъяснений и дополнений к стандарту. Сейчас над этим документом работает группа специалистов в Великобритании, среди которых хорошо известный нам Ник Милтон и Джуди Пейн.

В сентябре Ник и Джуди провели вебинар на площадке Knowledge and Community Network, на котором рассказали о содержании руководства и о том, как продвигается работа над ним. Ниже я публикую свой конспект тех тезисов вебинара, которые показались мне наиболее интересными. Если тема вас заинтересует, обязательно посмотрите запись полностью – за замками моего конспекта осталось очень многое.

Итак, о чем рассказывал Ник:

  • На сегодня в мире есть 4 аудитора по ISO 30401 и сертифицировано 7 организаций (в основном из Средней Азии). Но сам Ник Милтон не видит особого смысла в сертификации по этому стандарту.
  • Руководство разрабатывается для того, чтобы разъяснить, как применять основной стандарт, так как практика показала, что многое в нем остается непонятым. Важный момент: авторы готовят документ, исходя из специфики Великобритании, и позиционируют его как локальный. Ник сказал о том, что есть существенные различия в практике управления знаниями в разных странах, и авторы не хотели углубляться в эти детали.
  • Черновик руководства уже практически готов, и в ближайшее время его подадут на рассмотрение Комитета. После этого можно будет подавать свои замечания и предложения по его доработке (это может сделать любой заинтересованный специалист).
  • Содержание руководства приведено на врезке ниже. Его структуру постарались максимально приблизить к содержанию основного стандарта, но ухитрились около 30% объема документа посвятить введению (очень интересно будет почитать, что же они там написали). Ник прошелся по всем разделам и на слайды вынес кусочки текста из него в качестве примера к каждому разделу. Тезисы руководства авторы постарались максимально проиллюстрировать конкретными примерами из практики реальных компаний, но очень надеются, что никому не придет в голову один в один копировать эти примеры в своих организациях. Примеров много.
  • 0. Введение
      0.1. Цель и применение
      0.2. Стандарты систем управления
      0.3. Основы управления знаниями
    1. Границы
    2. Нормативные ссылки
    3. Термины и определения
    4. Контекст организации
    5. Лидерство
    6. Планирование
    7. Поддержка
    8. Процессы
    9. Оценка эффективности
    10. Совершенствование
    Приложение А (для информации). Типы знаний
    Приложение В (для информации). Примеры применения стандарта ISO 30401:2018

  • В третьем разделе руководства приведены уточненные термины и определения. Уточненные потому, что с 2018 г. (момента утверждения ISO 30401) некоторые из них уже успели измениться! Для меня это показатель того, что дисциплина управления знаниями очень живая, развивающаяся и еще пока далека от закостенивания.
  • Интересный комментарий был к десятому разделу руководства, посвященному процессу улучшений. По словам Ника, улучшать систему управления знаниями (да и любую систему) можно тремя путями:
    1. Предпринимать корректирующие действия, когда находим проблемы/разрывы.
    2. Организовать процесс непрерывного совершенствования.
    3. Следовать «трем петлям обучения». Схема этих трех петель с привязкой к разделам стандарта приведена на схеме:

Первая петля обучения: есть что-то, что не работает – как мы можем это исправить? По сути, то же самое, что и первый путь – корректирующие действия.

Вторая петля обучения: правильные ли цели и предположения лежат в основе того, что не работает? Или нам надо их изменить?

Третья петля обучения: возможно, изменился контекст, требования стейкхолдеров, стратегия, что-то еще на верхнем уровне ("мир в целом"), из-за чего нам нужно внести изменения в систему (перезапустить ее)? Или ничего не изменилось, но мы изначально неправильно что-то поняли и, как следствие, неправильно спроектировали свою систему? 

  • С терминами связан еще один любопытный момент. В стандарте ISO 30401 нет упоминания явных и неявных знаний. Это было сделано разработчиками осознанно: на сегодня нет согласованных определений этих терминов. Ник провел на вебинаре эксперимент – попросил участников проголосовать, какое из трех определений явных знаний кажется им наиболее точным:
    1. Знания, которые были каким-то образом объяснены (устно или письменно).
    2. Знания, которые были записаны (в виде документов, файлов и т.д.)
    3. Знания, которые могут быть объяснены, но не обязательно были выражены устно или письменно.

Результатам этого эксперимента, кстати, он посвятил одну из заметок в своем блоге. Наиболее широко распространенным (и на вебинаре это подтвердилось) считается определение b), а наиболее точным с академической точки зрения – определение c). Поэтому в руководство включили приложение А, в котором рассматриваются различные виды знаний, но в стандарте эти термины не используются.

Интересно, что в своей заметке в блоге Ник пообещал, что отныне вообще не будет пользоваться понятиями явные/неявные знания, чтобы избежать лишней путаницы в коммуникации, чего и всем желает. Если честно, для меня это революционная мысль. Обычно я любое обучение управлению знаниями начинаю с прояснения терминологии (что такое данные, информация, знания и что такое явные/неявные знания) и сразу предупреждаю слушателей, что однозначной трактовки нет, поэтому мы здесь и сейчас согласовываемся по терминологии, и в дальнейшем я буду опираться на эти определения. Но чтоб вот совсем отказаться от их использования – к этому, наверное, я пока не готова.

  • А в приложении В к руководству нам обещают показать много разных примеров типичных систем управления знаниями для разных отраслей. И это для меня, наверное, самое «вкусное» в этом документе.

После прослушанного вебинара я с нетерпением жду выхода этого руководства и прочитаю его с большим интересом, хоть оно и позиционируется как внутренний документ для британского рынка.

Управление знаниями / 27.10.2021 | Просмотров: 272 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2022            Хостинг от uWeb