15.11.2021 | Автор: OleshkoV | 198 просмотров
Топ-5 процессов сохранения знаний

Этим летом KM Institute в рамках серии «Top 5» провел интересный вебинар – «Top 5 Knowledge Retention Processes». На этом вебинаре Джон Ховел (John Hovell) из KM Institute и Росио Санц (Rocio Sanz) из ООН делились списками лучших, на их взгляд, инструментов удержания знаний в организации. Каждый из них предложил по 5 пунктов, но один инструмент в обоих списках совпал – это кафе знаний. Поэтому общий список, который я выкладываю дальше, состоит из девяти пунктов. Расположены от менее значимых к более значимым, по мнению авторов. Итак…

  • Visual timeline – визуальная лента времени. Росио Санц недавно проводила исследование на тему сохранения и распространения знаний и увидела этот пример в одной из организаций ООН – UNFCCC:
  • Идея чем-то похожа на «стену знаний» в Канадской ассоциации сотрудничества. На стенах офиса в общем холле вывешивают информацию обо всех значимых событиях организации: проводят конференцию, выпускают новое руководство, проходит какое-то другое важное мероприятие – все фиксируется на этой стене. И так постепенно накапливается и сохраняется история UNFCCC. И все сотрудники каждый день ходят мимо этой «исторической стены» и видят, как много они уже успели сделать для реализации своей миссии. Красивый пример, мне очень понравился.

    Пример реализации подобного инструмента можно также встретить в книге Д. Дак “Монстр перемен”. Описывая кейс производственной компании из Северной Каролины, автор рассказывает как команда пришла к идее писать на заводской стене обо всех успехах, которых им удалось достичь. Еще один пример, хоть и в виде распечатанного постера, можно найти в компании Koyo.

  • OPPTY – процесс передачи знаний, созданный Дороти Леонард и ее коллегами и описанный в книге «Critical Knowledge Transfer: Tools for Managing Your Company's Deep Smarts». OPPTY расшифровывается как Observation, Practice, Partnering and joint problem solving, Taking responsibilitY и представляет собой четырехэтапную программу наставничества, направленную на передачу глубинных знаний (deep knowledge) эксперта. Суть этапов понятна из их названий: сначала ученик наблюдает за работой эксперта, затем выполняет какие-то задания сам под контролем эксперта, затем они работают вместе над решением каких-то задач и в конце ученик полностью забирает на себя какой-то участок работы. Особенность этого процесса в том, что он сопровождается глубокой рефлексией на каждом этапе. Для этого разработаны специальные инструменты – например, таблица Learning Log.
  • Action Learning – подход к решению проблем, разработанный еще в середине прошлого века Реджинальдом Ревансом. В сети об этом подходе много информации (например, здесь), поэтому я не буду останавливаться подробно.
  • Кафе знаний/мировое кафе – широко распространенные фасилитационные инструменты. У них есть свои отличия, но в тонкостях, понятных фасилитаторам. Для участников или наблюдателей со стороны разница почти не заметна. Среди западных коллег большим адептом кафе знаний является Дэвид Гуртин. Он использует этот инструмент для развития своего сообщества специалистов по управлению знаниями, причем начал регулярно проводить такие встречи онлайн в Zoom еще задолго до того, как на наших просторах люди вообще узнали о существовании этой платформы. Детально останавливаться тоже не буду, так как техникой проведения мирового кафе владеет практически любой фасилитатор.
  • Разбор полетов и ретроспектива – об этих инструментах в нашем блоге накоплено уже очень много материалов. Базовые заметки можно посмотреть здесь и здесь.
  • KMAP – Knowledge Management Action Planning. Вот здесь уже сложнее, так как я не нашла в открытом доступе описания этого инструмента. Со слов Джона Ховела, это пятиэтапный процесс передачи знаний, разработанный в Rolls-Royse1. Если я все правильно поняла, выглядит он следующим образом:
    1. Выбирается опытный эксперт, чьи знания будут передаваться другому человеку.
    2. Эксперт самостоятельно составляет план передачи своих знаний - по сути, делает карту знаний в специально разработанном шаблоне (укрупненно: чему нужно научить другого человека? Что это за разделы/области знаний?)
    3. Дальше каждый раздел плана расписывается максимально подробно.
    4. Затем эксперт последовательно идет по этому плану и передает свои знания другому человеку в формате один на один.
    5. Нэксперт (тот, кто перенимал знания) после окончания своего обучения создает свой собственный, такой же подробный, план и запускает цикл снова с п.1 по п.4. Процесс для эксперта "верхнего уровня" не считается завершенным до тех пор, пока нэксперт не передаст свои знания еще кому-то (потому что пока он учит другого, обнаруживает пробелы в своих знаниях и возвращается с вопросами к эксперту).

    В основе этого инструмента лежит идея каскадирования знаний. У Нэнси Диксон это «смотри, делай, учи», у Дороти Леонард – «заплати другому» и «разведи костер». Но я бы сказала, что в формате КМАР это очень дорогой и трудоемкий процесс, требующий серьезного погружения и доброй воли эксперта. А эксперты, как правило, – люди очень занятые. На мой взгляд, это точно инструмент не для всех.

  • Knowledge Jam – еще один новый для меня инструмент, но о нем уже кое-что можно почитать. Во-первых, есть книга, в которой автор (Катрина Пью) подробно его описывает. Во-вторых, есть открытые публикации в сети (например, здесь или здесь), описанные кейсы и даже видеозаписи таких сессий (есть несколько на YouTube).
    Knowledge Jam – это пятиэтапный процесс, построенный вокруг полуторачасовой фасилитационной сессии. На первом этапе выбирается тема для обсуждения – какой-то сложный вопрос или проблема. Затем собираются две команды участников: «кредиторы» (originators), которые владеют экспертизой по выбранной теме, и «брокеры» (brokers), которые будут перенимать знания, задавая вопросы «кредиторам». На этом же этапе формируется подробный план сессии и проводятся предварительные интервью с участниками обеих команд, чтобы пояснить им процесс и снять потенциальные барьеры (вроде нежелания делиться знаниями или синдрома «придумано не нами»). Во время самой сессии (третий этап) организовывается обсуждение темы между участниками в формате вопросов-ответов. Все ответы фасилитатор тщательно фиксирует в специальном шаблоне напротив повестки дня. На четвертом и пятом этапах брокеры внедряют полученные знания в свой процесс/продукт/проект и отслеживают полученные результаты. При этом в любой момент они могут снова обратиться к специалистам из команды «кредиторов» с уточняющими вопросами.
    Такая сессия может быть организована между совсем незнакомыми между собой участниками – например, из разных организаций. В целом, идея очень похожа на Peer Assist, но без привязки к проектной деятельности: тема может относиться к любым процессам в организации «брокеров».
  • 4-Step KR Process – здесь снова сложно, так как описания этого инструмента я тоже нигде не нашла. Кратко Джон Ховел объяснил его так:
    1. На первом этапе нужно собрать команду экспертов и профессионалов. Команда будет встречаться на 1 час в неделю в течение 12-16 недель.
    2. Затем готовится список вопросов, которые будет обсуждать эта команда.
    3. Каждую неделю команда встречается, обсуждает вопросы и все тщательно документирует.
    4. Последний этап – внедрение решений в практику и создание инновации (буквально – «practice and innovate»). Все наработанные по списку вопросов решения внедряют в жизнь, а потом дорабатывают: пробуют сделать все то же самое, но лучшим способом.
  • Последним пунктом в списке Росио были фасилитационные сессии со смешанным дизайном. Она предлагает миксовать разные подходы и говорит о том, что, по ее опыту, это самый эффективный вариант.

Все вот это Джон и Росио рассказали буквально минут за 15, а потом организовали обсуждение среди участников вебинара с использованием инструмента 1-2-4-All из Liberating Structures. Еще они поделились своей свежей разработкой – моделью зрелости процесса сохранения знаний. Ему я посвящу свою следующую публикацию.

______________________________________
1 У нас есть заметка о кейсе этой компании: «Роллс-Ройс: пример успешного масштабного проекта».

Инструменты / 15.11.2021 | Просмотров: 198 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb