01.12.2021 | Автор: OleshkoV | 226 просмотров
Обзор подкастов о будущем управления знаниями

Этой осенью в APQC запустили серию подкастов о будущем управления знаниями с ведущими мировыми специалистами. Видно, тема не отпускает – много информации об этом в последнее время. Подробный обзор этих подкастов я не буду делать, только очень коротко поделюсь тезисами трех из них, которые меня особо зацепили. Если зацепит и вас, очень рекомендую послушать подкасты полностью – там около 20-30 минут в каждой записи.

Подкаст со Стивом Дейлом:

  • Пандемия подтолкнула развитие сообществ: людям одиноко в условиях дистанцирования.
  • Сообществам нужна поддержка и фасилитация. Правильное распределение бюджета на внутрикорпоративное сообщество: 20% – платформа и технологии, 80% – поддержка, обучение, фасилитация (в том числе зарплата постоянных сотрудников, поддерживающих работу сообществ).
  • В компаниях нужно выделять время не только на «делание» (выполнение рабочих задач), но и на «думание» – обучение сотрудников.
  • У сотрудников надо развивать навыки управления личными знаниями: анализ (понимание) данных и информации, понимание визуальных сообщений, умение задавать вопросы, поддавать сомнению и оценивать информацию, цифровая грамотность и умение эффективно использовать технологии.
  • Мы тратим так много времени в спорах, что такое явные и неявные знания, в чем различия между информационным менеджментом и управлением знаниями, но так ли это важно? Будем ли мы работать эффективнее, если разберемся с этим?
  • Многие сертификационные курсы по управлению знаниями страдают излишней теоретизацией (фокусируются на определениях) и упускают практические аспекты.
  • Чего сейчас не хватает: понимания, что влияет на поведение людей, как стимулировать их креативность и создание инноваций, новых знаний. Менеджерам по управлению знаниями нужно не столько знание технологий, сколько soft skills влияния на поведение людей.
  • Неявные знания гораздо важнее явных знаний сегодня, потому что все слишком быстро меняется – записывать некогда.
  • Стивен Дейл очень поддерживает мысль Стефани Барнс1 (он пришел к таким же выводам), что то, что отличает человека от искусственного интеллекта – это креативность. В будущем управление знаниями должно гораздо больше внимания уделять тому, как помочь людям стать креативными.
  • Где компаниям искать будущих специалистов по управлению знаниями? Не в университетах, а в школах! Там дети еще не растеряли свою креативность, они способны работать в парадигме Radical KM. Надо найти способ привести этих людей на работу и при этом не подавить их креативную энергию.

Подкаст с Брюсом Бойсом, автором онлайн журнала Real KM:

  • Идея, стоящая за созданием журнала Real KM: часть управления знаниями основана на подтвержденном практикой мнении уважаемых экспертов, а часть – просто на хороших идеях, которые, по мнению их авторов, должны работать. Но если мы хотим, чтобы управление знаниями распространялось дальше и внедрялось должным образом, мы должны подводить более серьезное обоснование под его идеи. Одним из пионеров в направлении Evidence based KM стал журнал KM4Development. Evidence/research based KM – первый тренд в управлении знаниями, по мнению Брюса.
  • Второй существенный тренд: нам нужно признать, что управление знаниями не ограничивается рамками организаций. Управление знаниями гораздо шире и включает управление общественными знаниями. С этой точки зрения нужно вовлекать в процессы управления знаниями правительства и политиков.
  • Большая часть практик управления знаниями зародилась лишь в нескольких странах: США, Канада, Европа и Австралия. Огромная часть мира оказалась «за бортом» – Африка, Азия, Южная Америка. А у них тоже есть свои наработки, и некоторые из них, по мнению Брюса, даже более эффективны, чем традиционные подходы. В качестве примера он привел процесс извлечения уроков, принятый в Китае. Поэтому третий тренд – перенимание лучших практик у остального мира, научение у других культур.
  • Развитием этих трендов должно заниматься мировое КМ-сообщество. Но и на уровне отдельной организации они тоже могут проявляться. Например, команде специалистов по управлению знаниями стоит обращать внимание на результаты исследований, предварительно изучить литературу при принятии решения о расстановке приоритетов и распределении бюджета на внедрение различных инструментов управления знаниями. Или интересоваться внутри международных групп, как те или иные задачи решаются в других странах/культурах по-другому.
  • Устойчивое развитие и управление знаниями имеют много общего и могут учиться друг у друга. Например, управление знаниями может поучиться тому, как специалисты по устойчивому развитию работают с разными стейкхолдерами.
  • Нужно расширять преподавание управления знаниями в вузах, так как сейчас эта дисциплина не очень распространена. Сложилась ситуация, когда университеты проводят исследования в области управления знаниями, но почему-то не обучают ему.

Подкаст с Рэйчел Хаппи, основательницей The Community Round Table:

  • Сейчас важно переводить внутренние сообщества в онлайн и встраивать их в ежедневные рабочие потоки. Сообщества не должны ограничивать свою работу встречами раз в месяц. Доступ к знаниям сообщества должен быть постоянным, в любой момент времени.
  • За последнее десятилетие стало гораздо больше каналов коммуникации, в том числе внутри организаций. Они все конкурируют между собой за внимание людей. Это создает перегрузку для сотрудников, и компании бросают их с этой проблемой один на один. Но ни один человек не способен справиться с этой проблемой в одиночку. Компании должны помогать сотрудникам создавать максимально эффективное сетевое окружение вокруг себя, обеспечивать им обучение и поддержку в этом вопросе.
  • Если раньше в компании не было роли менеджера по управлению знаниями, то сейчас ее нужно вводить. Кто-то должен наводить порядок в информационных потоках.
  • «Сообщества доверия» – люди, которым мы доверяем и которые выступают посредниками между нами и лавиной информации вокруг. Они помогают нам находить нужный контент, которому мы можем доверять – без «мусора».
  • В этом году под влиянием пандемии в компаниях существенно выросли инвестиции в создание и развитие сообществ (в The Community Round Table проводится исследование и готовится отчет на эту тему).
  • Работа с сообществами – обязательная часть работы лидера. Этому нужно учиться.

Надеюсь, на этом APQC не остановится, и впереди у нас еще немало интересных интервью. Мне понравился этот формат: очень коротко, но затрагиваются ключевые моменты и озвучиваются очень интересные идеи. Они цепляют и заставляют задуматься. Слушала с большим удовольствием.

______________________________________
1 Со Стефани Барнс тоже записали подкаст, но о ее подходе Radical KM у нас будет отдельная публикация.

Управление знаниями / 01.12.2021 | Просмотров: 226 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2022            Хостинг от uWeb