06.12.2021 | Автор: OleshkoV | 191 просмотров
Спираль знаний: версия Ника Милтона

Если вы внимательно следите за публикациями в блоге, то, наверное, помните, как в сентябре Ник Милтон грозился, что больше никогда не будет использовать термины «явные» и «неявные» знания, так как вокруг них много путаницы. Но дело в том, что на эти термины опирается одна из базовых моделей управления знаниями – спираль знаний Нонаки и Такеучи. Поэтому в одной из своих октябрьских заметок Ник предложил свой альтернативный вариант этой модели без использования спорных терминов. Выглядит она вот так:

Как видим, вместо явных/неявных знаний Ник оперирует терминами задокументированных, осознанных и неосознанных знаний. С первыми двумя вроде все понятно, а последний термин – это категория, про которую можно сказать «я не знаю, что я знаю» или «я никогда не задумывался, как я это делаю». Поэтому логично, что вот такие неосознанные знания мы не можем сразу взять и задокументировать – их сперва в осознанные надо вывести (поэтому последняя ячейка первой строки зачеркнута). Аналогично ничто не может перекочевать напрямую с листа бумаги в подсознание: сперва придется осознать прочитанное, какое-то время осознанно этими знаниями пользоваться и потом (может быть, когда-нибудь, но не обязательно) эти знания уйдут «на подкорку» и будут использоваться «на автопилоте». Поэтому ячейка «из задокументированных в неосознанные» тоже зачеркнута.

Теперь пройдемся по остальным ячейкам:

  • Знания могут перениматься неосознанно через подражание и повторение действий. Так, например, учатся дети. Но из неосознанного напрямую в неосознанное – очень долгий процесс.
  • Из неосознанного в осознанное мы выводим знания через рефлексию и самоанализ. Этим можно заниматься самостоятельно (добавлю от себя – в управлении личными знаниями для этого достаточно инструментов), но зачастую гораздо эффективнее получается с помощью специалиста: опытного интервьюера, фасилитатора, коуча, – в общем, человека, умеющего задавать правильные вопросы. Этот процесс может быть групповым, может включать подготовку ленты времени, анализ фото- и видеоматериалов. Через правильно заданные вопросы можно добраться даже до очень глубоких неосознанных знаний. Здесь Ник привел в пример историю пожарных, описанную в книге Гэри Кляйна «Источники силы» (она есть в одной из заметок Нэнси Диксон, которую я переводила раньше).
  • Обмен осознанными знаниями напрямую (минуя документирование) происходит в живых разговорах. При этом мы сравниваем свои знания с чужими, откидываем устаревшие и неправильные знания, комбинируем знания нескольких людей и в результате рождаем новые знания.
  • Задокументировать (кодифицировать) осознанные знания можно в разных формах: текст, схемы, графики, видео.
  • А комбинация уже задокументированных знаний из разных источников в таблице названа синтезом. Создание сводов знаний, написание рефератов, курирование контента – примеры такого синтеза.
  • Усвоение прочтенных задокументированных знаний – процесс интернализации (по сути, почти все школьно-студенческое обучение попадает в эту ячейку).
  • Если мы постоянно пользуемся какой-то частью осознанных знаний, они постепенно становятся настолько привычными, что могут стать неосознанными.

Если не использовать термины явного/неявного знаний, модель получается немного сложнее, но, пожалуй, и точнее, чем у Нонаки и Такеучи. Из такой таблицы видно, что спираль здесь возможна не одна. Например, знания могут не доходить до этапа документирования и циркулировать только в устной форме:

Или всегда оставаться осознанными, как это бывает с порядком выполнения каких-то важных и сложных процедур:

И даже в случае с полным циклом знания могут пойти двумя путями:

И мне кажется, что вот так объяснять потоки знаний в организации немного проще, чем по классической модели.

Управление знаниями / 06.12.2021 | Просмотров: 191 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, спираль знания
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, фасилитатор, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на Facebook. Связаться с автором через Facebook или LinkedIn.

Поддержать автора на Patreon

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2022            Хостинг от uWeb